Программа в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, на 2024 год, утв. приказом Роспотребнадзора от 19.12.2023 N 971.

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, описание текущего развития профилактической деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области защиты прав

потребителей, федерального государственного контроля

(надзора) за соблюдением законодательства Российской

Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред

их здоровью и (или) развитию, описание текущего развития

профилактической деятельности Роспотребнадзора и его

территориальных органов, характеристика проблем, на решение

которых направлена программа профилактики

Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, а также итоги обобщения правоприменительной практики подробно представлены в государственном докладе "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2020 году" <1> и характеризуются следующими тенденциями.

--------------------------------

<1> Размещен на официальном сайте Роспотребнадзора (https://www.rospotrebnadzor.ru), подготовлен в соответствии с Положением о государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283.

В течение 3-х последних лет отмечена тенденция увеличения поступления в территориальные органы Роспотребнадзора обращений по вопросам защиты прав потребителей (на 12% в 2019 году и на 14% в 2020 году), что свидетельствует, прежде всего, о нежелании хозяйствующих субъектов удовлетворить в добровольном порядке требования потребителей, которые чаще всего связаны со спорами имущественного характера, злоупотреблении правом в отношениях с потребителем как заведомо более слабой стороной в договоре.

И несмотря на резкое снижение в 2020 году количества проверок, проведенных территориальными органами Роспотребнадзора (в 6 раз по сравнению с 2019 годом), показатель, характеризующий соотношение абсолютного числа выявленных нарушений к общему количеству проверок в 2020 году, не снизился и составил 2,8, что также подтверждает неготовность бизнес-структур следовать "букве закона", а также отсутствие прогресса в соблюдении ими обязательных требований наднациональных и национальных нормативных правовых актов.

Анализ статистических данных за 2020 год, представленных территориальными органами Роспотребнадзора и связанных с практикой применения инструмента контрольной закупки, подтверждает негативную практику злоупотребления доверием граждан, когда в 75% случаев выявлялись нарушения прав потребителей.

При этом в целях снижения административной нагрузки на контролируемых лиц Роспотребнадзором в 2020 году так же, как и в 2019 году, уже активно проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и СМИ, анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

Наиболее значительной (20%) в 2020 году являлась доля административных мер, примененных Роспотребнадзором в связи с несоблюдением субъектами предпринимательской деятельности требований правил продажи товаров, в том числе дистанционным способом, а также в связи с продажей товаров, выполнением работ либо оказанием населению услуг ненадлежащего качества (с нарушением обязательных требований).

Для целей информирования не только потребителей, но и бизнес-сообщества Роспотребнадзором создан и успешно функционирует государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей (далее - ГИС ЗПП, www.zpp.rospotrebnadzor.ru), который является источником осведомленности о действующих нормах потребительского права и его изменениях.

В ГИС ЗПП, состоящем из 10 модулей, размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, а также информационные и аналитические материалы.

Каждый посетитель сайта может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Только в 2020 году в ГИС ЗПП размещено (опубликовано) 17,5 тысяч материалов.

В целом проблемы, связанные с защитой прав потребителей в Российской Федерации, можно охарактеризовать следующим образом: в условиях акцентированного перехода от надзора за состоянием потребительского рынка к мерам профилактики нарушений со стороны хозяйствующих субъектов необходимы шаги, позволяющие не только не допускать ухудшения достигнутого уровня защиты прав потребителей, но и всячески его повышать, в том числе за счет профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Поскольку ситуация, обусловленная динамикой распространения коронавирусной инфекции COVID-19 продолжает оставаться достаточно сложной и напряженной, в том числе в сфере экономики, необходимо своевременно сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей и приоритетно осуществлять проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).

За нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в отношении хозяйствующих субъектов должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора по части 1 статьи 6.17 КоАП РФ в 2018 году было составлено 24 протокола, в 2019 году - 30, в 2020 году - 18, что свидетельствует об отсутствии массовости нарушений на рынке распространения информационной продукции, реализуемой потребителям, при осуществлении контроля (надзора) за ее соответствием обязательным требованиям в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции.

Доклад, содержащий результаты правоприменительной практики, связанной с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, будет подготовлен по итогам работы Роспотребнадзора за 2021 год в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 1019.