Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления

федерального государственного геологического контроля

(надзора), описание текущего развития профилактической

деятельности Федеральной службы по надзору в сфере

природопользования, характеристика проблем, на решение

которых направлена программа профилактики

1.1. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1095.

1.2. Предметом федерального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).

1.3. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона "О недрах", в том числе по следующим вопросам:

наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";

соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;

соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;

достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;

своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;

сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;

сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;

предотвращение самовольного пользования недрами;

предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;

достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

1.4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), относятся:

а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";

б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";

в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";

г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";

д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";

е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

1.5. Объектами федерального государственного геологического контроля (надзора) являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее соответственно - контролируемые лица, объект геологического надзора).

1.6. Информация об общем количестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их распределении по категориям негативного воздействия и категориям риска (по состоянию на 01.07.2021):

Количество объектов НВОС в федеральном реестре

Всего

Категории риска в рамках комплексного федерального государственного экологического надзора

Чрезвычайно высокая

Высокая

Значительная

Средняя

Умеренная

Низкая

I категория НВОС

7 204

382

2 455

3 210

1 094

27

126

II категория НВОС

32 036

9

1 261

6 166

19 004

4 760

836

III категория НВОС

63 211

3

38

1 480

11 321

46 632

3 737

IV категория НВОС

13 732

0

0

46

250

730

12 706

ИТОГО

116 183

394

3 754

10 812

31 669

52 149

17 405

1.7. До 1 июля 2021 года Росприроднадзором осуществлялся федеральный государственный экологический надзор, который включал в себя 15 подвидов надзора.

Данные об осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора:

6 месяцев 2020 г.

2020 г.

6 месяцев 2021 г.

Количество проведенных проверок, из них:

2842

4265

5756

Плановые проверки

499

813

1452

Внеплановые проверки, из них:

2343

3452

4304

По контролю за исполнением ранее выданных предписаний

1649

2239

3613

по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации

202

386

188

на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

369

577

348

на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры

26

136

44

по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации

97

114

111

Выявлено правонарушений всего, из них:

4747

12246

17396

плановые проверки

2448

5202

9980

внеплановые проверки, из них:

2299

7044

7416

невыполнение предписаний

1118

1356

3678

нарушение обязательных требований законодательства

1181

5688

3738

Количество случаев причинения субъектами, относящимися к поднадзорной сфере, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего, в том числе:

117

298

96

количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан

1

4

0

количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде

112

289

96

количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера

4

5

0

(на основании данных по форме статистической отчетности N 1-Контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля")

Информация о количестве проведенных плановых (рейдовых) осмотров (обследований) при осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора:

6 месяцев 2020 г.

2020 г.

6 месяцев 2021 г.

Количество проведенных плановых (рейдовых) осмотров (обследований)

3279

7929

3368

(на основании данных внутренней отчетности)

1.8. Информация об осуществлении федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемого в предыдущие периоды как подвида федерального государственного экологического надзора:

2020 год

Плановые (рейдовые) осмотры (обследования)

230

Плановые проверки

415

Внеплановые проверки

729

Количество выявленных правонарушений

1752

6 месяцев 2021 года

Плановые (рейдовые) осмотры (обследования)

82

Плановые проверки

706

Внеплановые проверки

972

Количество выявленных правонарушений

1938

1.9. При осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора в предыдущие периоды Росприроднадзором реализовывались следующие виды и формы профилактических мероприятий:

N п/п

Наименование мероприятия

1

Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, разъяснения административных процедур

2

Подготовка и размещение докладов по правоприменительной практике

3

Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований с описанием способов их недопущения (методические рекомендации, видеоролики и другие материалы) на официальном сайте в сети Интернет

4

Направление для изучения и распространения руководств по соблюдению обязательных требований, разъяснений административных процедур (уполномоченному по защите прав предпринимателей, в органы исполнительной власти, в органы местного самоуправления, в специализированные отраслевые союзы, территориальные подразделения общественных организаций)

5

Подготовка перечней обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора

6

Подготовка и размещение разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов в случае изменений обязательных требований, разъяснения административных процедур (в сети Интернет, выступлений в средствах массовой информации, докладов и выступлений в рамках проведения различных мероприятий с организациями и предпринимателями, информационных писем в адрес заинтересованных организаций и предпринимателей)

7

Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, по разъяснению обязательных требований, разъяснения административных процедур, проводимых не одновременно с контрольно-надзорными мероприятиями в режиме "онлайн"

(в ходе приемов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по вопросам, полученным по телефону "горячей линии", и т.п.) или в очном режиме (заседания рабочих групп, ответов на вопросы в письменном виде, ответов на вопросы, содержащихся в почтовых отправлениях или полученных по сети Интернет)

8

Реализация межведомственных вебинаров по профилактике нарушений обязательных требований

9

Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов по вопросам повышения культуры безопасного поведения посредством публикации в печатных СМИ

10

Обобщение результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности: подготовка доклада по результатам правоприменительной практики органа надзорной деятельности, подготовка доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, подготовка и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности для поднадзорных субъектов

11

Организация и проведение "Деловых игр" по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований с участием поднадзорных субъектов, заинтересованных контрольно-надзорных органов, общественных организаций и объединений, заинтересованных представителей бизнес-сообществ

12

Направление уведомлений об истечении срока лицензии и/или разрешительной документации посредством Личного кабинета природопользователя

13

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иной порядок не установлен федеральным законом

14

Автоматизация административных процедур и размещение "калькуляторов" и "чек-листов" в Личных кабинетах природопользователя

15

Повышение прозрачности проведения административных процедур контрольно-надзорной деятельности ("Открытое правительство")

16

Развитие института общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

17

Проведение Дней открытых дверей для студентов высших учебных заведений, обучающихся на специальностях экологического направления

18

Проведение совместных мероприятий с МЧС России, Роспотребнадзором, Росгидрометом и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации по профилактике нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха (гг. Москва, Челябинск, Красноярск, Московская область и др.)

19

Разработка паспортов оздоровления территорий особого внимания совместно с заинтересованными федеральными и региональными государственными органами, крупными промышленными предприятиями и общественными объединениями предпринимательского сообщества

20

Проведение совместных мероприятий с МЧС России, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и соответствующими дирекциями по управлению ООПТ мероприятий по профилактике лесных пожаров на ООПТ

21

Проведение совместных мероприятий с ГИМС МЧС России по профилактике нарушений обязательных требований при эксплуатации судов на территории Байкальской природной территории

22

Проведение открытых мероприятий и встреч с гражданами и общественными объединениями, информирование в СМИ в целях повышения правовой и экологической грамотности в области обращения с отходами

23

Интеграция информации о наличии стихийных свалок и их ликвидации в ГИС "Наша природа"

24

Инвентаризация источников негативного воздействия на бассейн реки Волги, проведение профилактических мероприятий совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения

25

Внедрение "пилотного" проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия высоких категорий риска (I категория негативного воздействия)

Например, количество примененных в прошлые периоды мер профилактического воздействия в виде объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в рамках осуществления комплексного федерального государственного экологического надзора составило:

6 месяцев 2020 г.

2020 г.

6 месяцев 2021 г.

Всего выдано предостережений в рамках ФГЭН

7771

14611

8425

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований:

6 месяцев 2020 г.

2020 г.

6 месяцев 2021 г.

Всего выдано предостережений в рамках федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

4791

6266

546

Также необходимо отметить, что в целях профилактики правонарушений Росприроднадзором и его территориальными органами проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. В 2020 году территориальными органами проведено 65 таких мероприятий. За 6 месяцев 2021 года проведено 35 мероприятий.

1.10. Одной из основных проблем, на решение которой направлена программа профилактики, является сокращение количества типовых нарушений обязательных требований, которые допускаются в силу отсутствия у контролируемых лиц информации об исчерпывающем перечне обязательных требований и предъявляемых общих требований к их соблюдению.