Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного геологического контроля
(надзора), описание текущего развития профилактической
деятельности Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования, характеристика проблем, на решение
которых направлена программа профилактики
1.1. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1095.
1.2. Предметом федерального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
1.3. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона "О недрах", в том числе по следующим вопросам:
наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";
соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;
своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;
сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;
предотвращение самовольного пользования недрами;
предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
1.4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), относятся:
а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";
б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";
в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";
е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.5. Объектами федерального государственного геологического контроля (надзора) являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее соответственно - контролируемые лица, объект геологического надзора).
1.6. Информация об общем количестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их распределении по категориям негативного воздействия и категориям риска (по состоянию на 01.07.2021):
1.7. До 1 июля 2021 года Росприроднадзором осуществлялся федеральный государственный экологический надзор, который включал в себя 15 подвидов надзора.
Данные об осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора:
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации |
|||
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации |
|||
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры |
|||
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации |
|||
Количество случаев причинения субъектами, относящимися к поднадзорной сфере, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего, в том числе: |
|||
количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде |
|||
количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
|||
(на основании данных по форме статистической отчетности N 1-Контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") |
Информация о количестве проведенных плановых (рейдовых) осмотров (обследований) при осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора:
1.8. Информация об осуществлении федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемого в предыдущие периоды как подвида федерального государственного экологического надзора:
1.9. При осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора в предыдущие периоды Росприроднадзором реализовывались следующие виды и формы профилактических мероприятий:
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, разъяснения административных процедур |
|
Подготовка и размещение докладов по правоприменительной практике |
|
Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований с описанием способов их недопущения (методические рекомендации, видеоролики и другие материалы) на официальном сайте в сети Интернет |
|
Направление для изучения и распространения руководств по соблюдению обязательных требований, разъяснений административных процедур (уполномоченному по защите прав предпринимателей, в органы исполнительной власти, в органы местного самоуправления, в специализированные отраслевые союзы, территориальные подразделения общественных организаций) |
|
Подготовка перечней обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора |
|
Подготовка и размещение разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов в случае изменений обязательных требований, разъяснения административных процедур (в сети Интернет, выступлений в средствах массовой информации, докладов и выступлений в рамках проведения различных мероприятий с организациями и предпринимателями, информационных писем в адрес заинтересованных организаций и предпринимателей) |
|
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, по разъяснению обязательных требований, разъяснения административных процедур, проводимых не одновременно с контрольно-надзорными мероприятиями в режиме "онлайн" (в ходе приемов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по вопросам, полученным по телефону "горячей линии", и т.п.) или в очном режиме (заседания рабочих групп, ответов на вопросы в письменном виде, ответов на вопросы, содержащихся в почтовых отправлениях или полученных по сети Интернет) |
|
Реализация межведомственных вебинаров по профилактике нарушений обязательных требований |
|
Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов по вопросам повышения культуры безопасного поведения посредством публикации в печатных СМИ |
|
Обобщение результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности: подготовка доклада по результатам правоприменительной практики органа надзорной деятельности, подготовка доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, подготовка и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности для поднадзорных субъектов |
|
Организация и проведение "Деловых игр" по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований с участием поднадзорных субъектов, заинтересованных контрольно-надзорных органов, общественных организаций и объединений, заинтересованных представителей бизнес-сообществ |
|
Направление уведомлений об истечении срока лицензии и/или разрешительной документации посредством Личного кабинета природопользователя |
|
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иной порядок не установлен федеральным законом |
|
Автоматизация административных процедур и размещение "калькуляторов" и "чек-листов" в Личных кабинетах природопользователя |
|
Повышение прозрачности проведения административных процедур контрольно-надзорной деятельности ("Открытое правительство") |
|
Развитие института общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) |
|
Проведение Дней открытых дверей для студентов высших учебных заведений, обучающихся на специальностях экологического направления |
|
Проведение совместных мероприятий с МЧС России, Роспотребнадзором, Росгидрометом и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации по профилактике нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха (гг. Москва, Челябинск, Красноярск, Московская область и др.) |
|
Разработка паспортов оздоровления территорий особого внимания совместно с заинтересованными федеральными и региональными государственными органами, крупными промышленными предприятиями и общественными объединениями предпринимательского сообщества |
|
Проведение совместных мероприятий с МЧС России, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и соответствующими дирекциями по управлению ООПТ мероприятий по профилактике лесных пожаров на ООПТ |
|
Проведение совместных мероприятий с ГИМС МЧС России по профилактике нарушений обязательных требований при эксплуатации судов на территории Байкальской природной территории |
|
Проведение открытых мероприятий и встреч с гражданами и общественными объединениями, информирование в СМИ в целях повышения правовой и экологической грамотности в области обращения с отходами |
|
Интеграция информации о наличии стихийных свалок и их ликвидации в ГИС "Наша природа" |
|
Инвентаризация источников негативного воздействия на бассейн реки Волги, проведение профилактических мероприятий совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения |
|
Внедрение "пилотного" проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия высоких категорий риска (I категория негативного воздействия) |
Например, количество примененных в прошлые периоды мер профилактического воздействия в виде объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в рамках осуществления комплексного федерального государственного экологического надзора составило:
Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований:
Всего выдано предостережений в рамках федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр |
Также необходимо отметить, что в целях профилактики правонарушений Росприроднадзором и его территориальными органами проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. В 2020 году территориальными органами проведено 65 таких мероприятий. За 6 месяцев 2021 года проведено 35 мероприятий.
1.10. Одной из основных проблем, на решение которой направлена программа профилактики, является сокращение количества типовых нарушений обязательных требований, которые допускаются в силу отсутствия у контролируемых лиц информации об исчерпывающем перечне обязательных требований и предъявляемых общих требований к их соблюдению.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей