Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного земельного контроля (надзора),
описание текущего развития профилактической деятельности
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
и ее территориальных органов, характеристика проблем,
на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Федеральный государственный земельный контроль (надзор) осуществляется на основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081.
1.2. Предметом федерального государственного земельного контроля (надзора) являются:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (далее - контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
1.3. Объектом федерального государственного земельного контроля (надзора) являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
1.4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) за соблюдением:
а) обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) обязательных требований по использованию земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
д) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
Указанные полномочия, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель и земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
1.5. Информация об общем количестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их распределении по категориям негативного воздействия и категориям риска (по состоянию на 01.07.2021):
1.6. До 1 июля 2021 года Росприроднадзором осуществлялся федеральный государственный экологический надзор, который включал в себя 15 подвидов надзора.
Данные об осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора:
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации |
|||
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации |
|||
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры |
|||
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации |
|||
Количество случаев причинения субъектами, относящимися к поднадзорной сфере, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - всего, в том числе: |
|||
количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде |
|||
количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
|||
(на основании данных по форме статистической отчетности N 1-Контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") |
Информация о количестве проведенных плановых (рейдовых) осмотров (обследований) при осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора:
1.7. Информация об осуществлении федерального государственного земельного надзора, осуществляемого в предыдущие периоды как подвида федерального государственного экологического надзора:
1.8. При осуществлении комплексного федерального государственного экологического надзора в предыдущие периоды Росприроднадзором реализовывались следующие виды и формы профилактических мероприятий:
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, разъяснения административных процедур |
|
Подготовка и размещение докладов по правоприменительной практике |
|
Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований с описанием способов их недопущения (методические рекомендации, видеоролики и другие материалы) на официальном сайте в сети Интернет |
|
Направление для изучения и распространения руководств по соблюдению обязательных требований, разъяснений административных процедур (уполномоченному по защите прав предпринимателей, в органы исполнительной власти, в органы местного самоуправления, в специализированные отраслевые союзы, территориальные подразделения общественных организаций) |
|
Подготовка перечней обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора |
|
Подготовка и размещение разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов в случае изменений обязательных требований, разъяснения административных процедур (в сети Интернет, выступлений в средствах массовой информации, докладов и выступлений в рамках проведения различных мероприятий с организациями и предпринимателями, информационных писем в адрес заинтересованных организаций и предпринимателей) |
|
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, по разъяснению обязательных требований, разъяснения административных процедур, проводимых не одновременно с контрольно-надзорными мероприятиями в режиме "онлайн" (в ходе приемов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по вопросам, полученным по телефону "горячей линии", и т.п.) или в очном режиме (заседания рабочих групп, ответов на вопросы в письменном виде, ответов на вопросы, содержащихся в почтовых отправлениях или полученных по сети Интернет) |
|
Реализация межведомственных вебинаров по профилактике нарушений обязательных требований |
|
Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов по вопросам повышения культуры безопасного поведения посредством публикации в печатных СМИ |
|
Обобщение результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности: подготовка доклада по результатам правоприменительной практики органа надзорной деятельности, подготовка доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, подготовка и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности для поднадзорных субъектов |
|
Организация и проведение "Деловых игр" по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований с участием поднадзорных субъектов, заинтересованных контрольно-надзорных органов, общественных организаций и объединений, заинтересованных представителей бизнес-сообществ |
|
Направление уведомлений об истечении срока лицензии и/или разрешительной документации посредством Личного кабинета природопользователя |
|
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иной порядок не установлен федеральным законом |
|
Автоматизация административных процедур и размещение "калькуляторов" и "чек-листов" в Личных кабинетах природопользователя |
|
Повышение прозрачности проведения административных процедур контрольно-надзорной деятельности ("Открытое правительство") |
|
Развитие института общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) |
|
Проведение Дней открытых дверей для студентов высших учебных заведений, обучающихся на специальностях экологического направления |
|
Проведение совместных мероприятий с МЧС России, Роспотребнадзором, Росгидрометом и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации по профилактике нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха (гг. Москва, Челябинск, Красноярск, Московская область и др.) |
|
Разработка паспортов оздоровления территорий особого внимания совместно с заинтересованными федеральными и региональными государственными органами, крупными промышленными предприятиями и общественными объединениями предпринимательского сообщества |
|
Проведение совместных мероприятий с МЧС России, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и соответствующими дирекциями по управлению ООПТ мероприятий по профилактике лесных пожаров на ООПТ |
|
Проведение совместных мероприятий с ГИМС МЧС России по профилактике нарушений обязательных требований при эксплуатации судов на территории Байкальской природной территории |
|
Проведение открытых мероприятий и встреч с гражданами и общественными объединениями, информирование в СМИ в целях повышения правовой и экологической грамотности в области обращения с отходами |
|
Интеграция информации о наличии стихийных свалок и их ликвидации в ГИС "Наша природа" |
|
Инвентаризация источников негативного воздействия на бассейн реки Волги, проведение профилактических мероприятий совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения |
|
Внедрение "пилотного" проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия высоких категорий риска (I категория негативного воздействия) |
Например, количество примененных в прошлые периоды мер профилактического воздействия в виде объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в рамках осуществления комплексного федерального государственного экологического надзора составило:
Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований:
Также необходимо отметить, что в целях профилактики правонарушений Росприроднадзором и его территориальными органами проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. В 2020 году территориальными органами проведено 65 таких мероприятий. За 6 месяцев 2021 года проведено 35 мероприятий.
1.9. Одной из основных проблем, на решение которой направлена программа профилактики, является сокращение количества типовых нарушений обязательных требований, которые допускаются в силу отсутствия у контролируемых лиц информации об исчерпывающем перечне обязательных требований и предъявляемых общих требований к их соблюдению.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей