Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Глава 4. Организация и проведение превентивных мероприятий в паводкоопасный период

Глава 4. Организация и проведение превентивных мероприятий

в паводкоопасный период

Своевременное выполнение предупредительных мероприятий позволяет существенно снизить негативное воздействие паводковых вод. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в рамках своих полномочий организуют и осуществляют выполнение превентивных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации.

Превентивные мероприятия условно могут быть разделены на 3 группы:

1 группа - мероприятия организационно-профилактического характера;

2 группа - плановые практические превентивные мероприятия;

3 группа - оперативные мероприятия, выполняемые непосредственно при ухудшении паводковой обстановки.

К мероприятиям 1 группы относятся:

разработка и ежегодная корректировка уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совместно с территориальными органами и учреждениями Ростехнадзора, Росводресурсов и Росгидромета (на основе долгосрочных прогнозов), органами местного самоуправления перечня затороопасных и паводкоопасных участков реки и объектов, попадающих в зону затопления (подтопления);

организация проведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации совместных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ГТС и водохозяйственных объектов, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, с участием представителей территориальных органов Минприроды России, Ростехнадзора, Росводресурсов, МЧС России и собственников объектов, с целью оценки готовности указанных сооружений и объектов к безаварийному прохождению паводков; осуществление контроля режимов их работы в предпаводковый период и в период прохождения паводков;

обеспечение контроля за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими их организациями установленных режимов пропуска половодья;

корректировка существующих правил землепользования и застройки поселений и документации по планировке территорий с учетом зон затопления (подтопления), определенных в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления", и инвентаризации объектов недвижимости в этих зонах;

планирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и организация строительства систем и сооружений инженерной защиты паводкоопасных районов;

определение прав собственности на бесхозяйные ГТС, организация служб эксплуатации ГТС и/или ликвидация сооружений, утративших хозяйственную значимость;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

переработка (корректировка) планирующих документов, разработанных в целях организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода (соответствующие разделы Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, Плана ПЖОН, Плана по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасном периоде и др.);

заблаговременная подготовка проектов распорядительных документов для принятия должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов, решений на проведение превентивных мероприятий и ликвидацию последствий половодья и паводка (о порядке эвакуации, охране имущества граждан, привлечении населения к работам, порядке движения транспорта, санитарно-эпидемических мероприятиях и т.д.);

создание межведомственных рабочих групп органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления для контроля за прохождением паводкоопасного периода;

проведение проверок готовности сил и средств Ф и ТП РСЧС;

проведение необходимых инструктажей и тренировок органов управления и аварийно-спасательных формирований Ф и ТП РСЧС;

организация проверки готовности ПВР к применению по предназначению в паводкоопасный период;

проведение проверок готовности систем оповещения населения;

организация взаимодействия со средствами массовой информации по информированию населения о ЧС в установленном порядке, разработка текстов сообщений на случай затопления (подтопления) населенного пункта (объектов инфраструктуры);

планирование превентивных инженерно-технических мероприятий по обеспечению инженерной защиты от наводнений ("СП 104.13330 Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85", утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 964/пр), мер защиты и других профилактических работ, организация их выполнения;

планирование применения авиации для проведения авиационно-спасательных и специальных авиационных работ;

планирование группировки сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых мероприятий, АСДНР и ЖОН;

планирование группировки сил и средств, привлекаемых для обеспечения проведения противопаводковых мероприятий;

планирование группировки сил и средств, привлекаемых к организации управления и координации действий при проведении противопаводковых мероприятий;

уточнение конкретного порядка взаимодействия органов управления ТП РСЧС с органами военного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями и средствами массовой информации;

постоянное уточнение количества плавсредств, других материально-технических ресурсов, пригодных для использования при осуществлении предупредительных мер и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

материально-техническое обеспечение инженерно-технических мероприятий.

По итогам работы по подготовке к паводкоопасному периоду проводится заседание КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации с целью рассмотрения вопросов безопасности населения и территорий в паводкоопасный период и утверждения плана по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период.

К мероприятиям 2 группы относятся:

инженерно-технические мероприятия по ослаблению прочности льда на реках;

своевременное закрытие и ослабление (разрушение) ледовых переправ силами и средствами эксплуатирующих организаций, органов местного самоуправления;

спрямление и углубление русел рек, их расчистка;

подготовка ливневой канализации, оборудование водоотводных канав, расчистка существующих дорожных водоотводных сооружений и увеличение их пропускной способности;

проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ;

регулирование русел и стока малых рек;

регулирование стока и отвод поверхностных и подземных вод;

устройство дренажных систем и отдельных дренажей;

посадка лесозащитных полос в бассейнах рек;

распашка земли поперек склонов;

сохранение древесной и кустарниковой растительности в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон;

террасирование склонов;

строительство прудов и других искусственных водоемов в логах, балках и оврагах для перехвата талых и дождевых вод;

перевод систематически затопляемых пашен в луга и пастбища;

создание запасных летних лагерей для скота;

сооружение или ремонт ограждающих дамб, сплошного и поучасткового обвалования;

создание резервных емкостей водохранилищ для срезки пиков половодья и паводков.

Мероприятия 3 группы проводятся при "активной фазе" прохождения паводкоопасного периода, в соответствии с прогнозом затопления в паводковых районах:

постановка задач органам управления, службам и силам Ф и ТП РСЧС, приведение их, в случае необходимости, в соответствующий режим функционирования;

уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

уточнение планов организации ПЖОН;

частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, учебных заведений, других организаций, расположенных в зонах затопления при возникновении угрозы затопления;

доведение до органов местного самоуправления информации о существующих ограничениях использования территории на землях, подверженных затоплению;

информирование граждан о прогнозе наводнения и проведение разъяснительной работы по действиям населения в предвидении и ходе половодья (паводка);

оповещение населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС путем рассылки коротких сообщений (SMS) абонентам подвижной радиотелефонной связи на территории субъекта проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях";

оборудование водоотводных канав, расчистка существующих дорожных водоотводных сооружений и увеличение их пропускной способности;

устройство быстровозводимых дамб и обвалований;

искусственное повышение поверхности территории, подсыпка территорий;

регулирование спуска льда на участок водотока, к которому примыкают затапливаемые территории;

устройство дренажных прорезей для обеспечения связи "верховодки" и техногенного горизонта, имеющего хорошие условия разгрузки;

очистка дренажных дорожных труб, водостоков, а также применение комбинированного способа профилактических мероприятий (устройств постоянных и временных водостоков и дорог с водотоками и т.д.);

проведение, в случае необходимости, заблаговременной эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из зон затопления;

развертывание ПВР;

оперативное возведение простейших защитных сооружений (дамб) и принятие других мер для предохранения от затопления незащищенных объектов жизнеобеспечения, потенциально опасных объектов и иных объектов (объектов здравоохранения, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения, канализации, очистных, пищевой промышленности, содержащих АХОВ и др.), а также объектов, имеющих высокую материальную и культурную ценность;

оборудование объездных маршрутов для автотранспорта.

Накопленный опыт проведения мероприятий по уменьшению последствий наводнений свидетельствует, что наименьшие материальные затраты и более надежная защита пойменных территорий от затопления достигается лишь при использовании комплексного сочетания активных мер защиты (регулирование водостока и др.) с пассивными мерами (обвалование, руслоуглубление и т.п.), когда они проводятся оперативно и своевременно.