Изучение бизнес-модели организации

A62. Не все аспекты бизнес-модели организации важны для аудитора при ее изучении. Бизнес-риски - это более широкое понятие, чем риски существенного искажения финансовой отчетности, хотя последние входят в число бизнес-рисков. Аудитор не обязан изучать или выявлять все бизнес-риски, потому что не все бизнес-риски приводят к возникновению рисков существенного искажения.

A63. Бизнес-риски, которые увеличивают подверженность рискам существенного искажения, могут возникать в следующих случаях:

- ненадлежащие цели или стратегии, неэффективная реализация стратегий, либо изменение, либо сложность;

- непризнание потребности в изменениях тоже может привести к возникновению бизнес-риска, например, по следующим причинам:

-- разработка новых продуктов или услуг, которые могут потерпеть неудачу при их выводе на рынок;

-- наличие рынка (даже если это хорошо развитый рынок), который недостаточен для поддержания продаж данного продукта или данной услуги, или

-- недостатки продукта или услуги, которые могут привести к возникновению юридической ответственности или репутационного риска;

- стимулирующие вознаграждения и давление на руководство, которые могут привести к возникновению умышленной или неумышленной предвзятости руководства, а следовательно, повлиять на обоснованность значительных допущений и ожиданий руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление.

A64. Примеры вопросов, которые аудитор может принять во внимание при получении понимания бизнес-модели, целей, стратегий и соответствующих бизнес-рисков организации, способных привести к риску существенного искажения финансовой отчетности, включают:

- изменения в отрасли, например, нехватка персонала или квалифицированных кадров для решения вопросов, связанных с развитием отрасли;

- новые продукты и услуги, в результате появления которых может возникнуть повышенная ответственность за качество продукции (услуг);

- расширение бизнеса организации при отсутствии точной оценки спроса;

- новые требования к бухгалтерскому учету при их неполном или ненадлежащем внедрении в организации;

- нормативные требования, которые приводят к повышенным юридическим рискам;

- текущие и будущие потребности в финансировании, например потеря финансирования в результате несоблюдения организацией установленных требований;

- использование ИТ, например внедрение новой ИТ-системы, которое повлияет как на деятельность, так и на финансовую отчетность, или

- последствия внедрения стратегии, особенно те, которые приведут к появлению новых требований к бухгалтерскому учету.

A65. Как правило, руководство выявляет бизнес-риски и разрабатывает подходы к управлению ими. Данный процесс оценки риска является составной частью системы внутреннего контроля организации. Он рассматривается в пункте 22 и пунктах A109 - A113.