III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Цифровая трансформация направлена на решение следующих проблем:

неполный набор данных сферы науки и высшего образования, и как следствие, невозможность их использования для принятия управленческих решений;

отсутствие системных мер по управлению данными в сфере науки и высшего образования;

недостаточное распространение инструментов и практик использования данных для принятия управленческих решений;

разобщенность потоков данных и бизнес-процессов в сфере науки и высшего образования;

недостаточный уровень цифровизации образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

отсутствие методологии для оценки текущего состояния и прогнозирования развития цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

медленное и неэффективное внедрение сквозных технологий в деятельность образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

отсутствие подхода, ориентированного на пользователя на протяжении всего жизненного цикла сервисов;

низкий коэффициент использования готовых к применению средств для проведения исследований;

недостаточная обеспеченность организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, необходимой инфраструктурой;

отсутствие единого инструмента мониторинга и централизованного сбора и анализа данных об уровне цифровизации образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

нестандартизированные и узконаправленные инструменты мониторинга уровня загруженности и состояния оборудования;

неравномерный ландшафт информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

недостаточный уровень цифровой квалификации административно-управленческого персонала для разработки плана цифрового развития и стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования;

недостаточная оперативность запуска новых проектов и процессов;

недостаточная скорость реагирования на изменения внешних запросов;

отсутствие единого цифрового пространства для получения услуг образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

недостаточная распространенность цифровых инструментов предоставления услуг в электронном виде для работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

Вызовами цифровой трансформации являются:

организация работы, направленной на повышение качества данных, собираемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и образовательными организациями высшего образования и научными организациями;

разработка и внедрение в деятельность Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций инструментов, обеспечивающих использование данных для принятия управленческих решений;

создание условий по повышению рейтинга открытости Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в части уровня открытости информации и уровня открытых данных;

разработка инструментов по обеспечению оценки и мониторинга уровня "цифровой зрелости" образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

обеспечение высокого уровня деятельности организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, в части инфраструктурного и кадрового направления;

разработка инструментов по повышению уровня цифровых компетенций работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

создание условий, способствующих разработке и внедрению новых сервисов в образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

формирование механизмов и инструментов, обеспечивающих эффективный и прозрачный процесс закупки, обслуживания оборудования и программного обеспечения в образовательных организациях высшего образования и научных организациях;

создание сервисов и механизмов, обеспечивающих повышение оперативности управления деятельностью образовательными организациями высшего образования и научными организациями.

Существующие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы следующие:

критический сбой в работе информационных систем, вызванный как внутренними причинами (ошибка в программном коде информационных систем, неисправность оборудования, обеспечивающего работу информационных систем), так и внешними (распределенная атака типа "отказ в обслуживании", атака с использованием вредоносных программ в целях шифрования данных и последующего вымогательства и др.), в результате которых доступ к данным, хранящимся в информационных системах, может быть потерян, а функционирование информационных систем прекращено (существенно замедлено) на неопределенный срок;

несанкционированный доступ к информации, хранящейся в информационных системах, как за счет внутренних причин (ошибка работника, намеренная передача данных работником третьим лицам и др.), так и внешних причин (атака, предполагающая кражу конфиденциальных данных пользователя, атака с использованием уязвимости "нулевого дня" и др.);

запрет на импорт в Российскую Федерацию программного обеспечения и оборудования, необходимого для реализации проектов стратегического направления, и отсутствие альтернативных решений на отечественном рынке программного обеспечения и оборудования;

создание и развитие сервисов, не способствующих личностному росту и (или) профессиональному развитию пользователей, что создаст препятствие по достижению целей проектов стратегического направления.

Цифровая трансформация включает в себя следующие долгосрочные социально-экономические эффекты:

обеспечение беспрепятственного межведомственного обмена данными;

снижение административной нагрузки при сдаче отчетов;

повышение доступности данных для проведения научных исследований;

повышение доступности данных о состоянии сферы науки и высшего образования для населения;

повышение качества и доступности исследований и разработок;

обеспечение прозрачности взаимодействия заказчиков, поставщиков и вендоров оборудования и программного обеспечения;

повышение уровня цифровых компетенций работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.