Цифровая трансформация направлена на решение следующих проблем:
неполный набор данных сферы науки и высшего образования, и как следствие, невозможность их использования для принятия управленческих решений;
отсутствие системных мер по управлению данными в сфере науки и высшего образования;
недостаточное распространение инструментов и практик использования данных для принятия управленческих решений;
разобщенность потоков данных и бизнес-процессов в сфере науки и высшего образования;
недостаточный уровень цифровизации образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
отсутствие методологии для оценки текущего состояния и прогнозирования развития цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
медленное и неэффективное внедрение сквозных технологий в деятельность образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
отсутствие подхода, ориентированного на пользователя на протяжении всего жизненного цикла сервисов;
низкий коэффициент использования готовых к применению средств для проведения исследований;
недостаточная обеспеченность организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, необходимой инфраструктурой;
отсутствие единого инструмента мониторинга и централизованного сбора и анализа данных об уровне цифровизации образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
нестандартизированные и узконаправленные инструменты мониторинга уровня загруженности и состояния оборудования;
неравномерный ландшафт информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
недостаточный уровень цифровой квалификации административно-управленческого персонала для разработки плана цифрового развития и стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования;
недостаточная оперативность запуска новых проектов и процессов;
недостаточная скорость реагирования на изменения внешних запросов;
отсутствие единого цифрового пространства для получения услуг образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
недостаточная распространенность цифровых инструментов предоставления услуг в электронном виде для работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
Вызовами цифровой трансформации являются:
организация работы, направленной на повышение качества данных, собираемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и образовательными организациями высшего образования и научными организациями;
разработка и внедрение в деятельность Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций инструментов, обеспечивающих использование данных для принятия управленческих решений;
создание условий по повышению рейтинга открытости Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в части уровня открытости информации и уровня открытых данных;
разработка инструментов по обеспечению оценки и мониторинга уровня "цифровой зрелости" образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
обеспечение высокого уровня деятельности организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, в части инфраструктурного и кадрового направления;
разработка инструментов по повышению уровня цифровых компетенций работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
создание условий, способствующих разработке и внедрению новых сервисов в образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
формирование механизмов и инструментов, обеспечивающих эффективный и прозрачный процесс закупки, обслуживания оборудования и программного обеспечения в образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
создание сервисов и механизмов, обеспечивающих повышение оперативности управления деятельностью образовательными организациями высшего образования и научными организациями.
Существующие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы следующие:
критический сбой в работе информационных систем, вызванный как внутренними причинами (ошибка в программном коде информационных систем, неисправность оборудования, обеспечивающего работу информационных систем), так и внешними (распределенная атака типа "отказ в обслуживании", атака с использованием вредоносных программ в целях шифрования данных и последующего вымогательства и др.), в результате которых доступ к данным, хранящимся в информационных системах, может быть потерян, а функционирование информационных систем прекращено (существенно замедлено) на неопределенный срок;
несанкционированный доступ к информации, хранящейся в информационных системах, как за счет внутренних причин (ошибка работника, намеренная передача данных работником третьим лицам и др.), так и внешних причин (атака, предполагающая кражу конфиденциальных данных пользователя, атака с использованием уязвимости "нулевого дня" и др.);
запрет на импорт в Российскую Федерацию программного обеспечения и оборудования, необходимого для реализации проектов стратегического направления, и отсутствие альтернативных решений на отечественном рынке программного обеспечения и оборудования;
создание и развитие сервисов, не способствующих личностному росту и (или) профессиональному развитию пользователей, что создаст препятствие по достижению целей проектов стратегического направления.
Цифровая трансформация включает в себя следующие долгосрочные социально-экономические эффекты:
обеспечение беспрепятственного межведомственного обмена данными;
снижение административной нагрузки при сдаче отчетов;
повышение доступности данных для проведения научных исследований;
повышение доступности данных о состоянии сферы науки и высшего образования для населения;
повышение качества и доступности исследований и разработок;
обеспечение прозрачности взаимодействия заказчиков, поставщиков и вендоров оборудования и программного обеспечения;
повышение уровня цифровых компетенций работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей