Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

3.1. ПОВЫШЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ИНВЕСТОРОВ, ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Обеспечение защиты потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение их финансовой грамотности являются важнейшими направлениями деятельности Банка России. В настоящее время и на ближайшем трехлетнем горизонте работа в этой сфере будет усилена в части инвестиционных продуктов и услуг, а также киберзащиты, что связано с приходом на финансовый рынок миллионов новых инвесторов, использующих преимущественно онлайн-каналы обслуживания.

В условиях, когда кредитные организации, имеющие широкую клиентскую базу, активно продвигают инвестиционные продукты, массовый приход физических лиц на рынок капитала продолжается. При этом большинство граждан еще не имеют опыта инвестирования и не обладают необходимыми знаниями, чтобы оценить специфику финансовых инструментов, соотнести их характеристики со своими жизненными потребностями, отличить инвестиционные продукты и связанные с ними риски от банковских вкладов. Дополнительно ситуация осложняется тем, что финансовые посредники ограниченно дают своим клиентам необходимые разъяснения и информацию о продуктах в понятной и доступной форме, а подчас осознанно или неосознанно вводят граждан в заблуждение.

В результате граждане сталкиваются с тем, что покупают финансовые инструменты и услуги, не соответствующие их ожиданиям и целям, что создает риски формирования у розничного инвестора негативного опыта и снижения доверия к финансовому рынку и его институтам. Это, в свою очередь, ограничивает использование возможностей финансового рынка для удовлетворения потребностей граждан и развития экономики - потенциала, который может быть реализован только при правильном применении продуктов и услуг финансового рынка, а также добросовестном поведении его участников.

Кроме того, с распространением цифровых технологий в финансовой сфере появляются новые виды нелегальной деятельности и мошенничества. Широкое использование онлайн-каналов и мобильной связи для обслуживания клиентов повышает скорость и удобство доступа к финансовым услугам, но в то же время делает граждан более уязвимыми к действиям кибермошенников и угрозам социальной инженерии, что требует повышения их защищенности при получении финансовых услуг. Нелегальная и противоправная деятельность не только создает угрозы финансовых потерь для граждан, но и бросает тень на добросовестных участников, снижая доверие к финансовому рынку в целом.

В условиях описанных тенденций и происходящих изменений для обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов Банк России считает приоритетным решение следующих задач:

1. Создание условий для принятия потребителями и инвесторами осознанных решений при использовании финансовых продуктов, инструментов и услуг.

2. Создание стимулов для поставщиков финансовых услуг к выстраиванию долгосрочных стратегий повышения удовлетворенности и лояльности клиентов.

3. Повышение эффективности мер противодействия недобросовестным практикам и нелегальной деятельности.

Решение данных задач будет способствовать сохранению и повышению доверия граждан к финансовому рынку, в том числе созданию стимулов и условий для их заинтересованности в долгосрочном и осознанном присутствии на рынке капитала.