Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 3. Повышение эффективности мер противодействия недобросовестным практикам и нелегальной деятельности

С развитием финансового рынка, появлением новых инструментов, внедрением цифровых и онлайн-технологий, усилением трансграничного характера финансовых операций расширяется периметр задачи по защите потребителей финансовых услуг от недобросовестных практик, нелегальной деятельности, кибермошенничества. Решение этой задачи требует от регулятора и финансовых посредников динамичной выработки адекватных мер противодействия постоянно меняющимся форматам незаконной деятельности, а также активного взаимодействия с правоохранительными органами.

В части борьбы с недобросовестными практиками на организованных торгах Банк России продолжит совершенствовать систему противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ценных бумаг, будет принимать меры, направленные на неотвратимость наказания за соответствующие нарушения. Развитие в Банке России роботизированного анализа хода торгов призвано сократить сроки выявления нарушений и количества случаев, оставшихся без внимания со стороны регулятора. Внедрение в инструментарий так называемой сделки с регулятором позволит снизить трудозатраты и сроки проведения проверок в отношении неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.

При этом Банк России будет, как и ранее, уделять внимание развитию культуры обращения с инсайдерской информацией, повышению вовлеченности в эти процессы участников финансового рынка.

Для противодействия практике недобросовестной оценки финансовыми организациями справедливой стоимости активов планируется создание публичного монитора активности организованных рынков финансовых инструментов. Монитор будет представлять собой платформу с обновляемой информацией о статусе активности рынков финансовых инструментов. Данный продукт позволит на произвольную дату <7> получать статус активности обращающихся на организованных торгах в России финансовых инструментов и сделать оценку репрезентативности цен финансовых инструментов, складывающихся по итогам таких торгов. Роботизация оценки степени активности рынка позволит создать условия для принятия участниками финансовых рынков обоснованных решений по оценке и переоценке активов, что будет способствовать повышению прозрачности в отношении проводимых операций и составов инвестиционных портфелей, формируя положительную деловую репутацию российского финансового рынка <8>.

--------------------------------

<7> С учетом технологических ограничений на объем хранимой информации.

<8> Необходимо отметить, что показатель активности рынка является триггером для определения способа оценки справедливой стоимости актива (в соответствии с МСФО 13). Так, в случае, если, по данным монитора, рынок является активным, то в качестве наилучшей оценки справедливой стоимости участник финансового рынка может использовать биржевую цену, не производя каких-либо дополнительных расчетов. Если же рынок неактивный, согласно монитору, то биржевая котировка может приниматься во внимание для определения справедливой стоимости.

Для противодействия нелегальной деятельности Банк России совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации также будет проводить работу, направленную на оперативное принятие мер по блокированию распространения запрещенной законодательством информации. С 1 декабря 2021 года Банк России наделен правом инициировать досудебную блокировку сайтов нелегальных участников финансового рынка, при этом продолжится работа, направленная на оперативное информирование граждан о деятельности нелегальных субъектов и сокращение срока их деятельности. Планируется обеспечить отражение в поисковых системах списка компаний и лиц с признаками нелегальной деятельности, который публикуется на сайте Банка России. Данная информация уже доступна в мобильном приложении "ЦБ онлайн".

Банк России также примет участие в разработке механизма сотрудничества с мессенджерами и социальными сетями. Такое сотрудничество будет направлено на пресечение работы нелегальных поставщиков через мессенджеры и социальные сети, а также позволит доводить до их аудитории списки компаний и лиц, ведущих незаконную деятельность на финансовом рынке.

Кроме того, планируется более активно вовлекать участников финансового рынка в противодействие незаконным практикам через институты саморегулирования. Необходимо учитывать роль самих потребителей финансовых услуг в противодействии нелегальной деятельности и мошенникам, в частности уровня их финансовой осмотрительности. В целях его повышения важно своевременно уведомлять потребителей о возможных нелегальных поставщиках финансовых услуг и повышать степень взаимодействия с потребителями.

Для обеспечения кибербезопасности в финансовом секторе Банк России разработает меры, направленные на повышение качества и защищенности предоставляемых финансовыми организациями сервисов. Будет обеспечен комплексный подход: от совершенствования методологии анализа защищенности сервисов и их тестирования до внедрения процедур безопасности на этапе введения сервисов в эксплуатацию или на этапе их модернизации.

Банк России в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации будет разрабатывать информационные и обучающие материалы, курсы по финансовой киберграмотности для граждан. Планируется также продолжить практико-ориентированное обучение по информационной безопасности для различных категорий слушателей. Наряду с этим Банк России реализует целый комплекс организационных, правовых и технических мероприятий по противодействию социальной инженерии на финансовом рынке.

Работа по оперативному выявлению, пресечению и предупреждению преступлений на финансовом рынке требует дальнейшего улучшения механизмов взаимодействия Банка России с правоохранительными органами в части форматов передаваемой регулятором информации по выявленным правонарушениям на финансовом рынке. Этому будут способствовать проведение совместных тематических учебных мероприятий, обмен опытом и постоянный рабочий контакт для обсуждения актуальных вопросов с представителями правоохранительных органов, что особенно важно в условиях быстрого появления новых видов мошенничества и киберпреступности.

С развитием дистанционных каналов обслуживания нелегальная деятельность и мошеннические практики на финансовом рынке приобретают все более трансграничный характер. В связи с этим возникает необходимость перехода на новый уровень взаимодействия с иностранными регуляторами финансовых рынков. Банк России будет предпринимать шаги для при соединения Российской Федерации к Расширенному многостороннему меморандуму о взаимопонимании Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO EMMoU <9>), что даст дополнительные возможности по борьбе с трансграничной нелегальной деятельностью на финансовом рынке и повысит неотвратимость наказания для недобросовестных участников.

--------------------------------

<9> International Organization of Securities Commissions. Enhanced Multilateral Memorandum of Understanding Concerning Consultation and Cooperation and the Exchange of Information.