См. Программу на 2023 год.

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного надзора в области гражданской обороны

Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны (далее - федеральный государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ <1> "О гражданской обороне".

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2021, N 24, ст. 4188.

МЧС России и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований в области гражданской обороны, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

С 1 июля 2021 г. в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1007 <2>, с учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5394.

а) к категории высокого риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

б) к категории значительного риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих объекты, отнесенные в установленном порядке к объектам оборонно-промышленного комплекса;

в) к категории среднего риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, владеющих и (или) пользующихся (в том числе имеющих на своем балансе) защитными сооружениями гражданской обороны;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федеральных органов исполнительной власти;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы);

г) к категории низкого риска - деятельность иных граждан и организаций.

По состоянию на 30 июня 2021 г. в соответствии с требованиями Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 <3>, к категории высокого риска отнесено 6139 объектов надзора, к категории значительного риска - 2090 объектов, к категории среднего риска - 16 061 объект, к категории низкого риска - 306980 объектов.

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2641; 2017, N 31, ст. 4924.

Данные за 9 месяцев 2020 года и 9 месяцев 2021 года о результатах осуществления федерального государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по формам 10-ГОЧС и 11-ГОЧС приказа МЧС России от 8 февраля 2017 г. N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" соответственно, приведены ниже.

Надзорными органами МЧС России в плановом периоде 2021 года (9 месяцев) в области гражданской обороны запланировано 3909 проверок (в плановом периоде 2020 г. - 1438, увеличение на 171,8%).

Всего за 9 месяцев 2021 года проведено 5277 проверок (9 месяцев 2020 г. (далее - АППГ) - 1824, увеличение на 189,3%), из них:

а) 3877 - плановых (АППГ - 1095, увеличение на 254%);

б) 1400 - внеплановых (АППГ - 729, увеличение на 92%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

а) по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 1369 проверок (АППГ - 707, увеличение на 93,6%);

б) по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ, в том числе о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 31 проверка (АППГ - 6, увеличение на 416,6%);

в) по требованиям органов прокуратуры - 0 проверок (АППГ - 6, уменьшение на 6 проверок).

В ходе проведенных проверок выявлено 29153 нарушения обязательных требований (АППГ - 9368, увеличение на 211,2%).

По результатам надзорных мероприятий вручено 2568 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 920, увеличение на 179,1%).

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 65,56% (АППГ - 66,2%, увеличение на 0,64%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлен 3091 протокол об административных правонарушениях (АППГ - 1059, увеличение на 191,8%), из них на должностных лиц 1759 (АППГ - 547, увеличение на 221,5%) и на юридических лиц 1332 (АППГ - 857, увеличение на 55,4%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны) - 2315 протоколов (АППГ - 644, увеличение на 259,4%), по ст. 19.5 КоАП РФ - 783 протокола (АППГ - 418, увеличение на 87,3%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1554 лица (АППГ - 582, увеличение на 167%), из них должностных - 884 лица (АППГ - 317, увеличение на 178,8%) и юридических - 670 лиц (АППГ - 265, увеличение на 152,8%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 1099 лиц (АППГ - 339, увеличение на 224,2%), по ст. 19.5 КоАП РФ - 454 лица (АППГ - 243, увеличение на 86,8%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 27770,44 тыс. руб. (АППГ - 9075,4 тыс. руб., увеличение на 206%).