Об особенностях осуществления аккредитации см. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 ноября 2021 г. N 2050

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2028 Правила утрачивают силу (п. 5 данного документа).

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

АККРЕДИТОВАННОГО ЛИЦА

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе порядок подачи и рассмотрения заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (далее - заявление) и прилагаемых к нему документов и сведений, основания для возврата заявления без рассмотрения, порядок прекращения осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица на основании его заявления, порядок проведения оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, порядок применения схем аккредитации, порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (далее - программа выездной оценки), включая случаи проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее - удаленная оценка), а также случаи и порядок проведения свидетельской оценки.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае прохождения аккредитованным лицом вместе с прохождением процедуры подтверждения его компетентности процедуры расширения области аккредитации, изменения места (мест) осуществления деятельности, актуализации области аккредитации при указании об этом в заявлении и приложении к нему документов в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон об аккредитации) на основании части 6 статьи 24 Федерального закона об аккредитации оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона об аккредитации и с настоящими Правилами и проводится одной экспертной группой.

3. Для проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованное лицо представляет в национальный орган по аккредитации заявление и прилагаемые к нему документы и сведения.

Заявление представляется аккредитованным лицом по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

4. Заявление направляется посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - федеральная система в области аккредитации) в виде электронного документа и подписывается электронной подписью, предусмотренной частью 1 статьи 17 Федерального закона об аккредитации (далее - электронная подпись).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и сведения подписаны лицом, уполномоченным в силу федерального закона или учредительных документов выступать от имени аккредитованного лица (представителем аккредитованного лица), к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление и прилагаемые к нему документы и сведения (за исключением случаев направления заявления посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения подаются аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за 20 дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации.

В случае прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в течение первого года со дня аккредитации) заявление подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не ранее чем за 4 месяца до наступления даты первого года со дня аккредитации.

В случае если срок прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (каждые 5 лет со дня аккредитации), наступает ранее чем через один год после процедуры, предусмотренной пунктом 2 части 1 указанной статьи (не реже чем один раз в 2 года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности), в сроки процедуры, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (не реже чем один раз в 2 года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности), проводится процедура, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (каждые 5 лет со дня аккредитации), с направлением аккредитованным лицом заявления в национальный орган по аккредитации.

В случае направления аккредитованным лицом заявления, не соответствующего требованиям абзаца третьего настоящего пункта, национальный орган по аккредитации возвращает заявление и прилагаемые к нему документы и сведения без рассмотрения.

Уведомление о возврате заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения по основанию, установленному настоящим пунктом, направляется аккредитованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием причин возврата заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При прохождении аккредитованным лицом вместе с процедурой подтверждения компетентности процедуры расширения области аккредитации (далее - процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации) оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в части расширения области аккредитации осуществляется с учетом Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 2050 "Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации).

По результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации национальным органом по аккредитации принимаются решения в части процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и в части процедуры расширения области аккредитации.

7. Актуализация области аккредитации осуществляется посредством уточнения сведений, включенных в область аккредитации, определенную при аккредитации аккредитованного лица с учетом всех расширений области аккредитации и сокращений области аккредитации (при наличии) (далее - утвержденная область аккредитации), не влияющих на объем и содержание ее исходных сведений, в том числе не влекущих для осуществления деятельности аккредитованного лица необходимости в дополнительных (к заявленным при аккредитации, расширении области аккредитации в целях подтверждения соответствия критериям аккредитации) помещениях, и (или) в дополнительном оборудовании, средствах измерений и иных материально-технических средствах, и (или) в дополнительном образовании, опыте работы, навыках, профессиональных знаниях, штатной численности работников аккредитованного лица, при этом оценка указанных изменений проводится в рамках оценки их внедрения в документы системы менеджмента качества аккредитованного лица и его деятельность.

Актуализация области аккредитации осуществляется с учетом методических рекомендаций, утверждаемых в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона об аккредитации.

8. К заявлению прилагаются документы и сведения, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона об аккредитации (далее - перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению), в том числе:

а) утвержденная область аккредитации (в случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации к заявлению дополнительно прилагается заявляемая к расширению область аккредитации);

б) анкета самообследования аккредитованного лица;

в) копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

9. Область аккредитации формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью аккредитованного лица (представителя аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

Область аккредитации, прилагаемая к заявлению, должна соответствовать утвержденной области аккредитации и одной схеме аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона об аккредитации с учетом международных стандартов.

В случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации заявляемая к расширению область аккредитации дополнительно формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью аккредитованного лица (представителя аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

Заявляемая к расширению область аккредитации должна соответствовать требованиям, установленным для осуществления аккредитации в соответствии с Правилами осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

10. Анкета самообследования аккредитованного лица формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью аккредитованного лица (представителя аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи в соответствии с формой и методикой, установленными национальным органом по аккредитации.

11. При подаче заявления, в том числе с расширением области аккредитации, изменением места осуществления деятельности аккредитованного лица, актуализацией области аккредитации, прилагаемые документы и сведения представляются аккредитованным лицом с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в электронной форме, в том числе в виде электронных образов (скан-копий) документов, и подписываются электронной подписью аккредитованного лица (представителя аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

12. Документы и сведения, составленные на иностранном языке, должны быть представлены в национальный орган по аккредитации с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.

13. Национальный орган по аккредитации не вправе требовать от аккредитованного лица указания в заявлении сведений, а также представления документов и сведений, не предусмотренных настоящими Правилами, а также формой заявления и перечнем документов и сведений, прилагаемых к заявлению.

14. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения регистрируются национальным органом по аккредитации в день их поступления в национальный орган по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

Национальный орган по аккредитации в электронной форме информирует аккредитованное лицо о дате регистрации и реквизитах зарегистрированного заявления (регистрационном номере государственной услуги, присвоенном в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации).

15. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения, представленные аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации проходят проверку:

а) с использованием средств федеральной системы в области аккредитации, обеспечивающих форматно-логический контроль, в том числе в отношении сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах и сведениях;

б) посредством направления запросов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) организации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в целях проверки (подтверждения):

факта внесения сведений об аккредитованном лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

факта постановки аккредитованного лица на учет в налоговом органе;

наличия права собственности или иного законного основания, предусматривающего право владения и пользования помещениями, сведения о которых представлены аккредитованным лицом в документах, прилагаемых к заявлению и подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации;

соответствия оборудования и средств измерений, сведения о которых представлены аккредитованным лицом в документах, прилагаемых к заявлению и подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений (в том числе в части поверки);

наличия образования у работников аккредитованного лица, сведения о которых представлены аккредитованным лицом в документах, прилагаемых к заявлению и подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

наличия опыта работы у работников аккредитованного лица, сведения о которых представлены аккредитованным лицом в документах, прилагаемых к заявлению и подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации.

16. В случае возникновения технических причин, влекущих невозможность проведения и (или) завершения проведения проверки заявления и прилагаемых к нему документов и сведений в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, в том числе в связи с непоступлением в национальный орган по аккредитации ответов уполномоченных органов и организаций в установленный срок, национальный орган по аккредитации принимает решение о продолжении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с настоящими Правилами. При поступлении в национальный орган по аккредитации от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций в рамках ответов на запросы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 15 настоящих Правил, информации, указанной в пункте 19 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации на любом этапе процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимает решение в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

17. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения возвращаются национальным органом по аккредитации аккредитованному лицу без рассмотрения в следующих случаях:

а) нарушение установленных требований к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и (или) представлению прилагаемых к заявлению документов и сведений, в том числе к их полноте (комплектности), оформлению и форме представления;

б) подписание заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и (или) прилагаемых к нему документов и сведений лицом (лицами), не уполномоченным (не уполномоченными) на его (их) подписание;

в) если на момент подачи заявления в национальный орган по аккредитации на его рассмотрении находится другое заявление от этого аккредитованного лица;

г) поступление в национальный орган по аккредитации заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности ранее чем за 4 месяца до наступления даты истечения первого года со дня аккредитации (в случае прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации).

18. В случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации в части расширения области аккредитации заявление возвращается без рассмотрения по основаниям, предусмотренным для осуществления аккредитации в соответствии с Правилами осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

Национальный орган по аккредитации уведомляет аккредитованное лицо о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием причин возвращения заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации).

19. В случае поступления от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций по результатам запроса в соответствии с подпунктом "б" пункта 15 настоящих Правил в национальный орган по аккредитации информации об отсутствии сведений об аккредитованном лице в Едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), и (или) о несоответствии указанных сведений сведениям, представленным в заявлении, и (или) прилагаемых к нему документах и сведениях, и (или) об отсутствии факта постановки аккредитованного лица на учет в налоговом органе национальный орган по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации принимает решение о прекращении действия аккредитации аккредитованного лица в соответствии с пунктами 2 - 4 и 8 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации (в случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации - также об отказе в расширении области аккредитации).

В случае поступления от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций по результатам запроса в соответствии с подпунктом "б" пункта 15 настоящих Правил в национальный орган по аккредитации информации о несоответствии сведений о помещениях, оборудовании (средствах измерений), образовании и (или) опыте работы работников аккредитованного лица, представленных аккредитованным лицом в прилагаемых к заявлению документах и сведениях, сведениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия аккредитации аккредитованного лица в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона об аккредитации (в случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации - также об отказе в расширении области аккредитации).

В случаях, предусмотренных абзацами первым и вторым настоящего пункта, предоставление государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица прекращается.

Национальный орган по аккредитации уведомляет аккредитованное лицо о решениях, предусмотренных настоящим пунктом, в течение 3 рабочих дней со дня поступления в национальный орган по аккредитации ответов от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций на запросы, предусмотренные пунктом 15 настоящих Правил, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с приложением соответствующего приказа (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации).

20. Национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия аккредитации аккредитованного лица на любом этапе процедуры осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в случае выявления факта представления аккредитованным лицом недостоверных, искаженных и заведомо ложных сведений в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах и сведениях, а также в иных документах и сведениях, представленных аккредитованным лицом в ходе проведения указанной процедуры.

В случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации при выявлении случаев, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, в части расширения области аккредитации национальным органом по аккредитации принимается решение об отказе в расширении области аккредитации.

В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, предоставление государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица прекращается.

21. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в течение первого года со дня аккредитации), проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, за исключением случаев, установленных пунктом 22 настоящих Правил.

22. Процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в течение первого года со дня аккредитации), проводится в форме выездной оценки соответствия в случаях, определяемых национальным органом по аккредитации с учетом оценки потенциальных рисков деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в областях аккредитации, в том числе если:

а) в течение первого года со дня аккредитации действие аккредитации аккредитованного лица было приостановлено национальным органом по аккредитации;

б) в течение первого года со дня аккредитации действие документов, выданных по результатам деятельности аккредитованного лица, приостанавливалось или прекращалось, а также указанные документы признавались недействительными органами государственного контроля (надзора) или национальным органом по аккредитации;

в) требуется проведение свидетельской оценки;

г) процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица проводится с расширением области аккредитации или изменением места (мест) осуществления деятельности аккредитованного лица.

23. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (не реже чем один раз в 2 года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности), проводится в форме выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (за исключением случая проведения подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации).

Проведение подтверждения компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (не реже чем один раз в 2 года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности), с расширением области аккредитации проводится в форме выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, а также документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (в части расширения области аккредитации).

Подтверждение компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (каждые 5 лет со дня аккредитации), проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.

24. По результатам проведения проверки заявления и прилагаемых к нему документов и сведений, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 17 - 20 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации принимает решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и (или) выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (с выездом по месту (местам) осуществления деятельности аккредитованного лица или в виде удаленной оценки), в соответствии с настоящими Правилами.

Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в виде удаленной оценки в случаях, установленных Правилами формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, включая случаи проведения удаленной оценки и случаи и порядок проведения свидетельской оценки, согласно приложению.

По решению национального органа по аккредитации выездная оценка аккредитованного лица в виде удаленной оценки проводится в случаях, не предусмотренных настоящим пунктом, с учетом оценки потенциальных рисков деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области аккредитации.

25. Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений (в ходе проведения документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации), выездная экспертиза соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (в ходе проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации) проводятся экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации, являющийся руководителем экспертной группы, и технические эксперты (при необходимости).

Мероприятия по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в области аккредитации (в том числе в виде удаленной оценки), осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации, в том числе его территориальных органов, определенными решением национального органа по аккредитации, а также необходимость проведения таких мероприятий определяются на основании методики, утверждаемой в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона об аккредитации.

Должностные лица национального органа по аккредитации, принимающие участие в мероприятиях по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в заявленной области аккредитации (в том числе в виде удаленной оценки), в том числе осуществляют наблюдение за проведением экспертной группой соответствующей экспертизы.

26. Состав экспертной группы, уполномоченной проводить документарную и выездную экспертизу соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, определяется национальным органом по аккредитации в течение 5 рабочих дней после завершения проверки заявления и прилагаемых к нему документов и сведений, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил.

Состав экспертной группы определяется в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации и порядком формирования экспертной группы, утверждаемыми в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

Национальный орган по аккредитации в соответствии с методикой и порядком, указанными в абзаце втором настоящего пункта, осуществляет отбор эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы.

Эксперт по аккредитации осуществляет формирование и направление в национальный орган по аккредитации предложений о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертиз соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствующей области аккредитации. Предложения формируются экспертом по аккредитации из перечня технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов, с учетом областей специализации, соответствующих заявленной области аккредитации, в соответствии с методикой и порядком, предусмотренными абзацем вторым настоящего пункта.

Перечень технических экспертов, указанный в абзаце четвертом настоящего пункта, формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

При проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в области обеспечения единства измерений в состав экспертной группы включаются технические эксперты, являющиеся работниками государственных научных метрологических институтов.

В случаях, предусмотренных методикой и порядком, указанными в абзаце втором настоящего пункта, в состав экспертной группы подлежат обязательному включению эксперт по аккредитации и (или) технические эксперты, для которых подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение является основным местом работы или с которыми оно осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона об аккредитации.

27. Уведомление о составе экспертной группы направляется аккредитованному лицу, эксперту по аккредитации и экспертной организации национальным органом по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в срок, предусмотренный пунктом 26 настоящих Правил.

28. Аккредитованное лицо вправе в течение 2 рабочих дней со дня получения уведомления о составе экспертной группы представить в национальный орган по аккредитации документы, подтверждающие несоответствие эксперта по аккредитации и (или) технического эксперта требованиям, установленным частями 6 - 8 статьи 11 Федерального закона об аккредитации, которые рассматриваются в течение 3 рабочих дней со дня их поступления в порядке, утвержденном в соответствии с пунктом 18 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

В случае прекращения прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица по его заявлению, предусматривающему прекращение прохождения процедуры подтверждения компетентности, представленному после осуществления национальным органом по аккредитации отбора эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы, национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона об аккредитации.

В случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, предоставление государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица прекращается.

29. Принятие решения о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и (или) выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, утверждение состава экспертной группы, а также при необходимости перечня должностных лиц национального органа по аккредитации, принимающих участие в мероприятиях по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, программы выездной оценки осуществляется приказом национального органа по аккредитации.

В приказе национального органа по аккредитации, указанном в абзаце первом настоящего пункта, указывается период прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

Приказ национального органа по аккредитации, указанный в абзаце первом настоящего пункта, формируется в виде электронного документа и направляется аккредитованному лицу, эксперту по аккредитации и в экспертную организацию, которая для эксперта по аккредитации - руководителя экспертной группы является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие для целей оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Федеральным законом об аккредитации, национальным органом по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации не позднее 3 рабочих дней после истечения сроков, установленных абзацем первым пункта 28 настоящих Правил.

30. Договор аккредитованного лица с экспертной организацией, которая для эксперта по аккредитации - руководителя экспертной группы является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие, об оказании услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица, включая экспертизу представленных аккредитованным лицом документов и сведений, выездную экспертизу соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, оценку устранения аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации, предусмотренный статьей 15 Федерального закона об аккредитации, формируется и заключается в электронном виде на специализированной электронной площадке.

Срок заключения аккредитованным лицом договора, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, составляет 3 рабочих дня со дня направления аккредитованному лицу, экспертной организации и эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил.

Экспертная организация направляет в национальный орган по аккредитации сведения о заключении (незаключении) указанного договора не позднее одного рабочего дня со дня истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта.

В случае непредставления в национальный орган по аккредитации указанного договора в течение 21 рабочего дня со дня направления аккредитованному лицу приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица и приостановлении действия аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона об аккредитации.

В случае заключения договора с аккредитованным лицом после истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта, и до истечения срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, экспертная организация направляет в национальный орган по аккредитации сведения о заключении такого договора в течение 1 рабочего дня со дня заключения указанного договора.

В случае если по истечении срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, этот договор не заключен, экспертная организация направляет соответствующие сведения в национальный орган по аккредитации в течение одного рабочего дня со дня истечения срока, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

31. Документарная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в случаях, предусмотренных пунктом 21 и абзацем третьим пункта 23 настоящих Правил.

32. В ходе документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений.

Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений проводится экспертной группой с учетом анкеты самообследования, представленной аккредитованным лицом в соответствии с пунктами 8 и 10 настоящих Правил при направлении в национальный орган по аккредитации заявления.

В анкете самообследования аккредитованным лицом указывается соответствие его документов и сведений критериям аккредитации, национальным стандартам Российской Федерации, межгосударственным стандартам, документам международных организаций в области аккредитации, руководствам по аккредитации, требованиям, установленным схемой аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствующей сфере деятельности, иным документам, предусмотренным формой и методикой формирования анкеты, указанными в пункте 10 настоящих Правил.

33. Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений проводится на предмет их соответствия критериям аккредитации с учетом области аккредитации:

а) при проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в форме документарной оценки) - не позднее чем в течение 17 рабочих дней со дня заключения аккредитованным лицом договора, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил;

б) при проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации - не позднее чем в течение 10 рабочих дней со дня заключения аккредитованным лицом договора, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил;

в) при проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации - не позднее чем в течение 10 рабочих дней со дня заключения аккредитованным лицом договора, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил.

34. В случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 33 настоящих Правил, по результатам проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений оформляется акт экспертизы.

В случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 33 настоящих Правил, результаты экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений в части процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (в части процедуры расширения области аккредитации - при наличии) предварительно вносятся экспертом по аккредитации в акт экспертизы, а также формируются в виде электронного документа, подписанного экспертом по аккредитации и техническими экспертами, и направляются в электронной форме аккредитованному лицу не позднее 3 рабочих дней после завершения проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений (при наличии).

35. Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в случаях, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящих Правил.

36. В ходе выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в том числе оценивается наличие у аккредитованного лица документов, связанных с целями, задачами и предметом такой выездной оценки, включая наличие разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих соблюдение требований к помещениям, материально-техническим средствам, работникам и распространяющихся на неограниченный круг лиц и (или) непосредственно на лиц, осуществляющих деятельность в области аккредитации.

В случае неисполнения аккредитованным лицом обязанности предоставить лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки, а также обеспечить доступ указанных лиц на территорию, в используемые аккредитованным лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения и помещения, к используемым аккредитованным лицом оборудованию, веществам и материалам национальный орган по аккредитации принимает решение в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона об аккредитации.

37. Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, формируемой и утверждаемой национальным органом по аккредитации согласно приложению и содержащей:

а) перечень работ по проведению выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой;

б) перечень мероприятий по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в области аккредитации, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации (при необходимости).

38. В целях выполнения программы выездной оценки эксперт по аккредитации формирует, подписывает и направляет аккредитованному лицу, а также техническим экспертам, включенным в состав экспертной группы, план проведения выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, содержащий перечень мероприятий, проводимых в рамках выездной экспертизы, с указанием времени и места проведения конкретного мероприятия.

Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится экспертной группой с учетом анкеты самообследования, представленной аккредитованным лицом в соответствии с пунктами 8 и 10 настоящих Правил.

39. В случаях, указанных в приложении к настоящим Правилам, в программу выездной оценки национальным органом по аккредитации включаются мероприятия по свидетельской оценке аккредитованного лица.

40. По результатам экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений и (или) по результатам выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации составляется акт экспертизы в электронной форме.

Форма и перечень сведений, содержащихся в акте экспертизы, а также порядок их заполнения утверждаются в соответствии с пунктом 12.1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

При оформлении акта экспертизы по результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица вместе с процедурой расширения области аккредитации сведения о результатах указанных процедур должны быть четко идентифицированы.

41. К акту экспертизы прилагается документ, содержащий описание области аккредитации, подписанный экспертом по аккредитации и техническими экспертами (членами экспертной группы), а также уполномоченным представителем аккредитованного лица.

42. Член экспертной группы в случае несогласия с актом экспертизы или с отдельными положениями акта экспертизы вправе приложить к этому акту особое мнение, о чем в нем делается соответствующая запись.

Аккредитованное лицо и (или) уполномоченный аккредитованным лицом представитель в случае несогласия с актом экспертизы вправе в течение 3 рабочих дней со дня ознакомления с актом экспертизы направить в национальный орган по аккредитации возражение по акту экспертизы, подписанное электронной подписью, с приложением материалов, обосновывающих возражение аккредитованного лица.

43. Акт экспертизы и документ, содержащий описание области аккредитации аккредитованного лица, прилагаемый к этому акту, направляются экспертом по аккредитации в национальный орган по аккредитации:

а) при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в форме документарной или выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации) - не позднее 17 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации - не позднее 17 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации - не позднее 25 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) при подтверждении компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации - не позднее 25 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

44. Национальный орган по аккредитации осуществляет рассмотрение акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в течение 8 рабочих дней после поступления акта экспертизы, в порядке, утверждаемом в соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

45. По итогам прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица решение принимается национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил, по итогам расширения области аккредитации - в соответствии с Правилами осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

46. Национальный орган по аккредитации по результатам проведения оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации принимает решение в соответствии с частью 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если схемой аккредитации установлена необходимость привлечения независимых экспертов для принятия решения по результатам проведения оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, национальный орган по аккредитации для принятия решения, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, привлекает технического эксперта, имеющего область специализации, соответствующую области аккредитации аккредитованного лица, не участвующего в проведении экспертизы представленных таким аккредитованным лицом документов и сведений, а также в выездной экспертизе соответствия такого аккредитованного лица критериям аккредитации. Отбор технического эксперта осуществляется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации из числа технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

47. Решение, предусмотренное пунктом 46 настоящих Правил, оформляется приказом национального органа по аккредитации.

48. По решению национального органа по аккредитации в целях принятия решения, указанного в пункте 46 настоящих Правил, при необходимости формируются технические комиссии и технические группы, действующие в соответствии с положениями о них, утверждаемыми национальным органом по аккредитации.

49. В случае если аккредитованное лицо при прохождении процедуры подтверждения его компетентности изменяет место (места) осуществления своей деятельности, сведения о новом месте (новых местах) осуществления деятельности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

50. В случае если для принятия решения национального органа по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил требуется проведение дополнительного рассмотрения документов, сведений и иных материалов, имеющих отношение к оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (в том числе с участием технических комиссий и технических групп, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил), получение пояснений от экспертной группы и ответов на запросы (в том числе по причине наличия признаков, свидетельствующих о представлении заведомо ложных и (или) недостоверных документов и сведений, подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, и (или) о представлении заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, содержащихся в акте экспертизы, в том числе в документе, содержащем описание области аккредитации аккредитованного лица, прилагаемом к этому акту, представленных экспертной группой), общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица увеличивается на 20 рабочих дней.

51. В случае принятия национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил решения, предусмотренного пунктом 1 части 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации, национальный орган по аккредитации направляет аккредитованному лицу в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, приказ о подтверждении компетентности аккредитованного лица.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сведения о подтверждении компетентности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. В случае принятия национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил решения, предусмотренного пунктом 2 части 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации, национальный орган по аккредитации направляет аккредитованному лицу в форме электронного документа:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) уведомление о приостановлении действия аккредитации с указанием срока устранения выявленных несоответствий деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, устанавливаемого с учетом пункта 7 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации;

б) приказ национального органа по аккредитации о приостановлении действия аккредитации с указанием реквизитов акта экспертизы;

в) перечень несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации, выявленных по результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

53. Сведения о приостановлении действия аккредитации по результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

54. В случае принятия национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил решения, предусмотренного пунктом 3 части 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации, национальный орган по аккредитации направляет аккредитованному лицу в форме электронного документа:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) уведомление о необходимости устранения выявленных несоответствий деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц с указанием срока их устранения, устанавливаемого с учетом пункта 7 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации;

б) перечень несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации, выявленных по результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

54(1). Срок принятия национальным органом по аккредитации решения, предусмотренного пунктом 46 настоящих Правил, направления документов, сведений и уведомлений, предусмотренных абзацем первым пункта 51, пунктами 52 и 54 настоящих Правил, а также внесения в реестр аккредитованных лиц сведений, предусмотренных пунктом 49, абзацем вторым пункта 51 и пунктом 53 настоящих Правил, составляет не более 3 рабочих дней со дня завершения рассмотрения акта экспертизы, предусмотренного пунктом 44 настоящих Правил.

(п. 54(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

55. В случае незавершения прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в течение 6 месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации, национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении действия аккредитации аккредитованного лица в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации.

56. Общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации) составляет 41 рабочий день.

Общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации и (или) при прохождении процедуры подтверждения компетентности с расширением области аккредитации) составляет 49 рабочих дней.

В случае если аккредитованное лицо осуществляет деятельность в области аккредитации по 3 или более адресам мест осуществления деятельности, общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица увеличивается на 5 рабочих дней в отношении каждого дополнительного адреса места осуществления деятельности (в части соответствующего увеличения сроков проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации).

В случае отказа эксперта по аккредитации от проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений или от выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности, а также общий срок формирования экспертной группы каждый раз увеличиваются на 7 рабочих дней (но не более 4 раз).

В случае нарушения экспертом по аккредитации установленных сроков подготовки и утверждения акта экспертизы, а также подписания документа, содержащего описание области аккредитации, общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности увеличивается на срок, на который экспертом по аккредитации превышены указанные сроки.

В общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не включаются сроки, предусмотренные абзацем первым пункта 28 и пунктом 30 настоящих Правил.

(п. 56 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)