Письмом ФНС России от 31.12.2019 N ГД-4-14/27372@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2019).

3. Иные споры с участием регистрирующих органов

3. Иные споры с участием регистрирующих органов.

3.1. Положения статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не содержат указания на обязанность регистрирующего органа вносить какие-либо изменения в ЕГРЮЛ.

По делу N А56-43037/2018/з.1/об обязании/ в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от финансового управляющего Е.Т.В. поступило заявление об обязании инспекции произвести регистрационные действия в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении сведений об участниках и генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Р.", общества с ограниченной ответственностью "Д." с Т.(И.)А.И. на Е.Т.В. в силу прямого указания статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) по причине признания решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2018 гражданки Т.(И.)А.И. несостоятельной (банкротом) и введении в отношении ее процедуры реализации имущества.

Определением от 13.03.2019 суд обязал инспекцию произвести регистрационные действия в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении сведений об участниках и генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "Р.", общества с ограниченной ответственностью "Д." с Т.(И.)А.И. на Е.Т.В.

Регистрирующий орган не согласился с вынесенным определением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления.

Апелляционный суд пришел к выводу о необходимости прекращения производства по заявлению финансового управляющего Е.Т.В.

Из материалов дела следует, что должник является единственным участником и генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Р.", общества с ограниченной ответственностью "Д.".

Финансовый управляющий обратился в инспекцию с требованием о смене состава участников и руководителей общества с ограниченной ответственностью "Р.", общества с ограниченной ответственностью "Д.".

Регистрирующий орган отказал в удовлетворении требования, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением об обязании произвести регистрационные действия в ЕГРЮЛ в отношении сведений об участниках и генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "Р.", общества с ограниченной ответственностью "Д." с Т.(И.)А.И. на Е.Т.В.

Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства о банкротстве, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции счел заявление обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 358.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено договором залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, до момента прекращения залога права участника общества осуществляются залогодержателем.

При этом, финансовой управляющий, как и залогодержатель, не приобретает правового статуса участника юридического лица, данный статус остается принадлежать гражданину, с учетом вышеуказанных ограничений.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) содержит прямое указание на внесение в ЕГРЮЛ сведений о передаче долей или частей долей в залог (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).

Также положения статьи 213.25 Закона N 127-ФЗ не содержат указания на обязанность регистрирующего органа вносить какие-либо изменения в ЕГРЮЛ.

Помимо этого, как указано в пункте 12 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 23 данного Федерального закона. Внесение в ЕГРЮЛ записи о переходе доли или части доли в уставном капитале общества в случаях, не требующих нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, осуществляется на основании правоустанавливающих документов.

К приобретателю доли или части доли в уставном капитале общества переходят все права и обязанности участника общества, возникшие до совершения сделки, направленной на отчуждение указанной доли или части доли в уставном капитале общества, или до возникновения иного основания ее перехода, за исключением прав и обязанностей, предусмотренных соответственно абзацем вторым пункта 2 статьи 8 и абзацем вторым пункта 2 статьи 9 данного Федерального закона.

Учитывая изложенное, внесение в ЕГРЮЛ сведений о Е.Т.В. об участнике общества с ограниченной ответственностью "Р.", общества с ограниченной ответственностью "Д." повлечет за собой переход права собственности на данные доли к финансовому управляющему без представления встречного исполнения обязательств (оплаты данных долей), что вступает в полное противоречие с обязанностью финансового управляющего по сохранению конкурсной массы для удовлетворения требования кредиторов, так как влечет de juro исключение долей в уставных капиталах обществ из конкурсной массы должника.

Исходя из пункта 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо действует через свои органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица. Законодательство о юридических лицах, в частности пункт 2 статьи 49, статья 62, пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункт 6 статьи 37, пункт 1 статьи 40 Закона N 14-ФЗ, связывает возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника).

Исключение составляет назначение руководителя юридического лица судебным актом в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) соответствующего юридического лица (статьи 20.2, 94, 126 и 127 Закона N 127-ФЗ).

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) физического лица действующим законодательством такой порядок возникновения прав и обязанностей единоличного исполнительного органа у финансового управляющего физического лица не предусмотрен.

При этом, финансовый управляющий наделен правом в ситуации, когда должник является единственным участником общества, принять в интересах подконтрольного лица и для предотвращения ситуаций, когда должник с учетом принадлежащей ему доли в обществе, используя свое право на управление его делами, совершает недобросовестные действия по отчуждению имущества этого общества, направленные на уменьшение конкурсной массы и причинение вреда своим кредиторам, решение за единственного участника о прекращении прав и обязанностей ранее назначенного единоличного исполнительного органа и возникновении соответствующих прав и обязанностей у иного лица.

Законом N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается строгой регламентацией действий регистрирующих органов по принятию решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации. Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании представленных для государственной регистрации документов (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).

Пункт 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Сведения о финансовом управляющем физического лица, являющегося участником юридического лица, в указанный перечень не входят.

Учитывая изложенное, действующим законодательством внесение таких сведений в ЕГРЮЛ не предусмотрено.

Таким образом, заявленные финансовым управляющим требования к регистрирующему органу об обязании произвести регистрационные действия в ЕГРЮЛ в отношении сведений о руководителях общества с ограниченной ответственностью "Р.", общества с ограниченной ответственностью "Д." с Т.(И.)А.И. на Е.Т.В. без принятия финансовым управляющим соответствующего корпоративного решения о смене единоличного исполнительного органа и представления соответствующих заявлений о государственной регистрации, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, подменяют законодательно установленный порядок осуществления финансовым управляющим права на управление делами должника, который является единственным участником общества с ограниченной ответственностью.

На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по заявлению ввиду отсутствия права финансового управляющего на обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением и, как следствие, в суд с заявлением об обязании произвести регистрационные действия.

3.2. Суд апелляционной инстанции не поддержал вывод суда первой инстанции в части несоблюдения формы N Р38001 при подаче возражений против исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, исходя из того, что форма соответствующего документа не утверждена, и такое возражение может быть подано в свободной форме. Между тем суд апелляционной инстанции нашел правомерным вывод суда первой инстанции о том, что нарушение установленных действующим законодательством требований к представлению возражений против исключения юридического лица из ЕГРЮЛ влечет такое правовое последствие как не рассмотрение таких возражений.

По делу N А75-100/2019 Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции о признании незаконным отказа в рассмотрении возражений о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), выраженного в письме от 30.11.2018 N 09-20/24333.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2019 по делу N А75-100/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 01.03.2005.

05.09.2018 в журнале "Вестник государственной регистрации" (часть 2, N 35 (700)) опубликованы сведения о принятии регистрирующим органом решения от 03.09.2018 N 1929 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ.

Письмом от 13.11.2018 Администрация заявила в адрес регистрирующего органа возражения относительно решения об исключении общества из ЕГРЮЛ. В обоснование возражений указала на наличие у Общества задолженности перед Администрацией.

Письмом от 30.11.2018 регистрирующий орган уведомил о несоблюдении порядка направления возражений, в связи с чем заявление Администрации оставлено без рассмотрения и предложено представить заявление в установленном порядке.

26.12.2018 регистрирующим органом внесена запись об исключении Общества из ЕГРЮЛ.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ определен статьей 21.1 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Пунктами 1, 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении, должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются, в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 указанного Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о законности оспариваемого отказа в рассмотрении возражений о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, выраженного в письме инспекции от 30.11.2018 N 09-20/24333, поскольку возражения Администрации относительно предстоящего исключения Общества поданы заявителем в регистрирующий орган не по форме N Р38001, утвержденной для подачи указанных возражений, в связи с чем не могли быть приняты к исполнению, а также поскольку при направлении почтовым отправлением возражений подлинность подписи уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица в нотариальном порядке засвидетельствована не была.

Суд апелляционной инстанции не поддерживает вывод суда первой инстанции в части несоблюдения формы N Р38001 при подаче возражений, исходя из следующего.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Между тем названная установленная форма заявления Правительством Российской Федерации не разработана.

Заявление о несогласии с исключением организации из ЕГРЮЛ возможно подать по форме N Р38001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц".

Однако официальных разъяснений об обязательном применении той или иной формы нет, более того, представителем инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтверждено, что рассматриваемое заявление может быть подано в свободной форме, в связи с чем, как обоснованно отмечено подателем жалобы, отказывая в рассмотрении возражений о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в письме от 30.11.2018 N 09-20/24333 инспекцией не приведено такого основания как несоблюдение заявителем формы означенных возражений.

Между тем суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что, направляя почтовым отправлением возражения, подлинность подписи уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица в нотариальном порядке засвидетельствована не была, что свидетельствует о нарушении установленных действующим законодательством требований, влекущих такое правовое последствие как не рассмотрение таких возражений.

Так, как указано выше, согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Буквальное толкование указанного пункта свидетельствует о том, что при направлении возражений почтовым отправлением подлинность подписи уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Иным образом полномочия могут быть подтверждены лишь при личном обращении в инспекцию с возражениями.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что названная норма не разделяет уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и не имеющего такового права, устанавливая общее правило для любого уполномоченного представителя.

Кроме того, пункт 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, устанавливая такое правило, не предусматривает дифференциацию по субъекту, подающему соответствующие возражения, определяя унифицированное и обязательное для всех требование.

В соответствии со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, несмотря на то, что Администрация является публичным органом власти, а ее глава - публичным представителем, тем не менее, при направлении соответствующего заявления почтовым отправлением достоверность такого заявления должна быть подтверждена Администрацией нотариально, как и любым иным заинтересованным юридическим лицом.

В связи с тем, что заявление о нарушении прав и законных интересов Администрации от 13.11.2018 N 01-11-10769/18-0 было представлено в инспекцию с нарушением порядка представления документов в регистрирующий орган, установленного пунктом 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, инспекцией правомерно оставлено данное заявление без рассмотрения.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что инспекцией было предложено Администрации представить заявление (письменное возражение) установленными законодательством Российской Федерации о государственной регистрации способами в срок до 05.12.2018.

Заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением общества из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.

Однако, являясь заинтересованным лицом, Администрация не проявила должную осмотрительность и не воспользовалась правом, предусмотренным пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, направления в адрес регистрирующего органа возражения на предстоящее исключение Общества из ЕГРЮЛ в порядке, установленном пунктом 6 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.