7. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан педагогом

7. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации

детей иностранных граждан педагогом

Образовательные результаты детей иностранных граждан не рекомендуется включать в общую оценку уровня эффективности деятельности общеобразовательной организации.

Вторым возможным подходом является оценка эффективности деятельности образовательной организации по динамике образовательных результатов детей из семей иностранных граждан путем сравнения итогов входной (в начале года) и итоговой (в конце учебного года) диагностик.

Индивидуальные критерии эффективности деятельности в области языковой и социокультурной адаптации ребенка иностранных граждан в общеобразовательной организации представляют собой конечные результаты данной работы:

1) сформированность компетенций в области русского языка, необходимых для освоения основной образовательной программы;

2) освоение ребенком предметных и метапредметных компетенций на уровне, необходимом для включения в образовательный процесс, соответствующий возрастной группе;

3) эмоционально-психологическое благополучие ребенка иностранных граждан;

4) наличие у ребенка социальных навыков, необходимых для успешного обучения и социализации;

5) освоение ребенком культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство.

Также рекомендуется оценивать степень инклюзивности по отношению к детям иностранных граждан среды общеобразовательной организации в целом, включая эффективность мер по недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений.

Существуют два варианта неинклюзивной образовательной среды:

- безразличие к работе с детьми иностранных граждан, восприятие данной темы как неактуальной, не требующей специального внимания. Это либо полное игнорирование работы с детьми иностранных граждан в образовательной среде, либо избегание каких-либо действий, с этим связанных;

- восприятие таких детей как проблемы, трудности, с которыми сталкиваются система образования и все участники образовательного процесса. Наличие детей иностранных граждан воспринимается как фактор, запрещающий, ограничивающий и препятствующий достижению образовательной организацией своих целей.

Из двух вариантов инклюзивной образовательной среды первый характерен для организации, начинающей свою деятельность в области языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.

Второй вариант инклюзивной образовательной среды характерен для организаций, полностью сформировавших инклюзивную по отношению к таким детям образовательную среду через:

- восприятие детей иностранных граждан как вызова, который требует усилий и затраты ресурсов для того, чтобы обратить его в позитивную сторону;

- восприятие детей иностранных граждан как ценного ресурса, способствующего развитию образовательной среды и нуждающегося в поощрении и содействии.