III. Международный опыт развития яхтенного туризма

Яхтенный туризм является важной составляющей морского туризма и одним из наиболее динамично развивающихся, приоритетных и прибыльных видов туризма с учетом международной практики.

Яхтенный туризм характеризуется наличием и развитием следующих основных элементов:

инфраструктурные объекты (марины (яхтенные порты) и стоянки, заправочные станции, ремонтные базы);

яхтенный флот (региональный и в виде судов въездного яхтенного туризма);

субъекты контроля въездного и выездного яхтенного туризма (таможенная и пограничная службы);

кадровое обеспечение и информационная поддержка, развитие прибрежной инфраструктуры.

Международный опыт строительства марин (яхтенных портов) показывает, что они становятся ключевым градообразующим объектом береговой зоны. Строительство марин (яхтенных портов) при сбалансированных программных проектных решениях автоматически приводит к тому, что территория марины (яхтенного порта), являясь притягательным туристским центром, формирует интенсивную урбанизацию территории, развитие застройки с объектами рекреационного назначения - гостиницами, ресторанами, магазинами и курортным жильем.

Марины (яхтенные порты) включают следующие базовые элементы:

защищенная акватория, оснащенная причалами и обеспечивающая безопасную стоянку судов;

технологические здания (сооружения) и оборудование, обеспечивающие сервисное обслуживание плавательных средств;

здания (сооружения) и оборудование, обеспечивающие сервисное и рекреационное обслуживание экипажей, пассажиров судов и посетителей марин (яхтенных портов).

Марины (яхтенные порты) являются градообразующими объектами, запускающими процессы интенсивного освоения прилегающих территорий, способствуют появлению предприятий сервисного и ремонтно-бытового обслуживания. Рядом с маринами (яхтенными портами) появляются жилые кварталы как для персонала марины (яхтенного порта), так и для проживания судовладельцев, семей членов экипажей, владельцев и сотрудников бизнеса в сфере яхтенного туризма и сервисного обслуживания. Вся застройка, включая марину (яхтенный порт), требует инженерно-технического и транспортного обслуживания, что приводит к развитию инженерной инфраструктуры и дорожно-транспортной сети.

Мировая индустрия яхтинга включает сотни тысяч яхт, разветвленную сеть марин, судостроительные верфи, чартерные и сервисные компании, которые являются ключевыми элементами системы популяризации морского туризма и повышения престижа соответствующих стран (регионов).

В частности, в Италии действуют 114 марин (яхтенных портов) на 39900 мест в совокупности, в Греции - 241 марина (яхтенный порт) на 670000 мест, в Испании - 329 марин (яхтенных портов) и стоянок на 112000 мест, в Хорватии - 72 марины (яхтенных порта) на более чем 16500 мест.

Опыт ряда стран, в том числе Испании, Франции, Греции, Турции, Хорватии, Польши, Эстонии, демонстрирует, что яхтенный туризм при соответствующем уровне развития вносит значительный вклад в национальную экономику.

Например, в Турции яхтенный туризм рассматривается как один из инструментов укрепления экономики страны, являясь частью морского сектора, и играет важную роль в туристской деятельности, принося около 25 процентов доходов от всей сферы туризма, размер которых, как ожидается, составит к 2023 году не менее 14,6 млрд. евро. Страна занимает третье место в Европе по производству яхт, имеет более 360 компаний по строительству, ремонту и переоборудованию яхт, катеров и лодок. Правительство Турции возлагает большие надежды именно на развитие этого вида туризма, реализуя ряд мер его государственной поддержки:

обеспечение реализации всех процедур, связанных с въездом на территорию государства яхты под иностранным флагом, осуществляется единым государственным органом;

доходы, полученные от яхтенного туризма, инвестируются в развитие инфраструктуры этого сектора экономики;

последовательно проводится политика снижения налогообложения владельцев яхт;

фрахт прогулочных судов не облагается налогом на добавленную стоимость;

для компаний, занимающихся сдачей прогулочных судов, а также судов под иностранным флагом в аренду (чартер) введена патентная система налогообложения;

приобретение топлива и бункеровка яхт осуществляются беспошлинно;

разрабатываются технические стандарты обработки "трюмных вод" и утилизации твердых отходов;

предусмотрено формирование образовательного центра для яхтенного туризма.

Международный опыт в области яхтенного туризма включает также мероприятия, стимулирующие увеличение устойчивости яхтенного туризма путем уменьшения прямого сброса отходов в море. Отмечается повышенное внимание к программам сертификации и проектам экологической осведомленности, таким, как "Голубая Карта" ("Blue Card"), сертификация CE ("CE Inspection & Certification"), "Голубой Флаг" ("Blue Flag"), "Золотой Якорь" ("Gold Anchor"), "Одиссея Голубой Туризм" ("Odyssea Blue Tourism") и проект "Сеабин" ("Seabin").

Востребованы проекты по созданию тематических морских музеев на судах. Например, историческое судно "Великобритания", стоящее в марине (яхтенном порту) в г. Бристоле (Великобритания), привлекает около 125 тыс. посетителей ежегодно. Музей исторического судна королевского флота "Васа" в г. Осло (Норвегия) - самый посещаемый музей Скандинавии. Рядом с территорией марины (яхтенного порта) в г. Виктория (о. Ванкувер, Канада) находятся сразу 3 музея - исторический колесный пароход времен освоения Аляски, музей восковых фигур и Национальный историко-краеведческий музей.

В мире широко распространено информационное сопровождение яхтенного туризма путем выпуска путеводителей для туристов по морским и внутренним водным путям. Карты и справочники разработаны как первый источник информации при планировании путешествия. Справочники охватывают сеть водных путей по странам и предоставляют полезную информацию для всех, кто интересуется внутренним судоходством как видом туризма, а также для растущего числа водных энтузиастов. Буклеты, прилагаемые к картам, включают множество цветных фотографий и крупномасштабных карт отдельных областей.