V. Основные направления развития яхтенного туризма в Российской Федерации

V. Основные направления развития яхтенного туризма

в Российской Федерации

Для развития яхтенного туризма в Российской Федерации необходима реализация федеральных и региональных программ по разработке и внедрению системы экономических и иных стимулов, создающих условия для притока частных инвестиций в индустрию яхтенного туризма.

С целью расширения функциональных возможностей марин (яхтенных портов) и развития яхтенного туризма требуется учитывать следующие основные принципы формирования проектов:

принцип градостроительной значимости. Марины (яхтенные порты) являются градообразующими объектами, формирующими прибрежную рекреационную среду - "визитную карточку" городов, расположенных на море (реках, водоемах);

принцип архитектурной и природной интеграции (создание эстетичной среды). Инженерные сооружения и архитектурный облик марин (яхтенных портов) должны находиться в органичной взаимосвязи с природным ландшафтом и сложившейся градостроительной средой при одновременном создании дополнительных объектов гостинично-туристического сектора, включая увеличение площади озеленения общественных пространств (парковых зон);

принцип оптимального насыщения территории. Объекты марин (яхтенных портов) должны предоставлять туристам максимальный комфорт и спектр сервисных услуг с учетом эффективного использования существующего рельефа и акватории;

принцип универсальности сооружений. Здания и сооружения марин (яхтенных портов) должны быть многофункциональны, что позволит рационально использовать территорию;

принцип градостроительной интеграции. Проекты марин (яхтенных портов) должны учитывать сложившуюся градостроительную ситуацию и предусматривать сочетание интересов инвесторов с интересами социально-экономического развития муниципалитетов и прилегающих территорий. Строительство марины (яхтенного порта) должно производиться с минимально возможным изъятием городских земель в наиболее ценной прибрежной зоне и сводить к минимуму потери пляжной территории, дефицит которой города испытывают уже сегодня;

принцип эксплуатируемости. Выбор конструктивно-компоновочного решения и функционального назначения отдельных комплексов сооружений, входящих в состав марин (яхтенных портов), обусловливается тем, что марина должна обеспечивать удобную и безопасную эксплуатацию и стоянку катеров и яхт при любых погодных условиях, поэтому территория марины (яхтенного порта), должна обеспечивать размещение комплекса зданий и сооружений, соответствующих назначению марины (яхтенного порта) по спектру предоставляемых услуг, так как составляющими элементами современной марины (яхтенного порта) являются технологический комплекс и комплекс по оказанию дополнительных услуг;

принцип эргономичности и безопасности. Необходимо создавать максимально комфортную среду для рекреантов, что невозможно без транспортного обслуживания объектов. Следовательно, требуется формировать разделенные пешеходные и автотранспортные потоки с одновременным обеспечением их высоких качественно-эксплуатационных возможностей;

принцип экологичности. Оградительные сооружения марин (яхтенных портов), планировочные и инженерные решения должны улучшать экологическую обстановку прибрежной акватории, проектируемой и прилежащей территории;

принцип гостеприимства. При разработке концепций развития марин (яхтенных портов) необходимо учитывать интересы таких целевых групп, как яхтсмены (санитарно-бытовые услуги, бункеровка, удаление отходов, ремонт, оформление документов и регистрация и др.), туристы (культурно-познавательные маршруты, туристическо-информационные центры, ресторанные услуги, торговля, активные маршруты, транспортная доступность, доступность сервисных услуг, безопасность) и местные жители (комфортная среда, эстетическая привлекательность, тишина в вечернее время, безопасность, использование доступной территории как прогулочной зоны для желающих проводить время в необычном, привлекательном и удобном для посещений месте).

При проектировании марин (яхтенных портов) необходимо учитывать требования ГОСТ Р 57618.2-2017 "Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Общие требования (Переиздание)".

Деятельность по развитию яхтенного туризма должна осуществляться с учетом требований по обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Дополнительным элементом марин (яхтенных портов) может являться инфраструктура для вдольберегового морского и речного пассажирского сообщения. Для этого в маринах (яхтенных портах) могут быть предусмотрены пассажирские терминалы линий местного и междугороднего сообщения со специализированным причальным фронтом. Указанные решения позволят обеспечить возобновление и безопасное функционирование вдольберегового пассажирского сообщения.

Еще одним дополнительным элементом марин (яхтенных портов) могут являться места базирования судов патрульно-спасательных служб (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.), которые осуществляют патрульно-спасательные операции на приемлемом удалении от мест базирования, что минимизирует время реагирования, эвакуации и доставки пострадавших для их последующей транспортировки к местам оказания необходимой помощи. Эта задача может быть реализована только при наличии защищенных от внешнего воздействия акваторий и при соответствующем оснащении марины (яхтенного порта).

С целью развития яхтенного туризма в субъектах Российской Федерации необходимо учитывать, что:

центральным элементом таких объектов является акватория марины (яхтенного порта) (панорамный вид на места швартовки яхт разного типа и размера). Часть туристов посещают марины (яхтенные порты) только с культурно-познавательными и рекреационными целями, без прогулки или путешествия на яхтах;

дополнительным элементом марины (яхтенного порта) является зона посадки-высадки для групповых прогулочных маршрутов на яхтах;

в маринах (яхтенных портах) и на прилегающих территориях могут быть созданы дополнительные привлекательные для туристов элементы, такие, как морские музеи и исторические корабли, иные комплексы на воде.

С целью обеспечения дохода от яхтенного туризма на прилегающей территории создаются объекты гостиничного хозяйства разного уровня и апарт-отели, формируются предпосылки для создания новых предприятий общественного питания различного уровня, культурно-досуговых объектов (частных музеев, баров и дискотек, спортзалов и др.), специализированных и тематических объектов торговли, офисов туристических и чартерных компаний и многих других организаций малого и среднего предпринимательства, отвечающих практически любым запросам яхтсменов, туристов и посетителей марины.

Развитие музеев, конгресс-центров, спа-комплексов и иных объектов на прилегающих к маринам (яхтенным портам) территориях позволяет снизить сезонный фактор и повысить среднегодовые показатели загрузки гостиничных комплексов, расположенных в маринах (яхтенных портах).

В зависимости от размера марины (яхтенного порта) с целью охватного развития яхтенного туризма в состав инфраструктуры могут также включаться спортивные сооружения и конгрессно-выставочные объекты, многофункциональные трансформируемые комплексы.

Марины (яхтенные порты) нового поколения отличает активная деятельность в области водных видов спорта, в том числе парусного (во всех его разновидностях), воднолыжного, водно-моторного, дайвинга.

Наличие акватории, приятная окружающая среда и эксклюзивное пространство делают марину (яхтенный порт) оптимальным местом для проведения мероприятий различного уровня (регат, спортивных соревнований и сборов, бот-шоу, симпозиумов и конгрессов, а также парадов и карнавалов, соревнований по другим видам спорта, всевозможных выставок-продаж, корпоративных мероприятий, празднично-массовых мероприятий, фейерверков) и являются дополнительным стимулом для привлечения туристов.

Мероприятия и услуги марины (яхтенного порта) предлагаются для разных целевых групп, включают детские программы, социальные предложения на коммерческой или благотворительной основе.

Развитие яхтенного туризма на территории субъекта Российской Федерации имеет предпосылки повысить популярность такого места как для местного населения, так и для туристов, что в свою очередь вызовет приток инвестиций, приведет к трансформации окружающей территории, благоприятно отразится на экономике и внешнем облике муниципального образования и в целом изменит его имидж.

Для развития яхтенного туризма необходимо разрабатывать и продвигать совместно с туроператорами новые туристские маршруты, экскурсионные услуги, мультимодальные программы.

Развитие яхтенного туризма Российской Федерации возможно путем увеличения участия малого и среднего бизнеса с учетом использования существующих и новых федеральных и региональных программ поддержки (например, льготное кредитование, лизинговые программы приобретения оборудования и судов, субсидируемые или специальные таможенные пошлины и иное).

Деятельность по развитию яхтенного туризма, включая путешествия по внутренним водным путям России, должна обеспечиваться качественной информационной поддержкой.