Исходная точка формирования Единого плана

В 2020 году Российская Федерация, как и весь мир, оказались перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Жесткие карантинные ограничения привели к беспрецедентному падению мировой экономики (-3,3%, по оценке МВФ). В крупнейших развитых странах снижение ВВП в 2020 г. было существенно больше, чем в период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг., а в ряде стран стало рекордным за всю послевоенную историю (США - 3,5%, Испания - 11,0%, Италия - 9,2%, Франция - 8,3%, Германия - 5,0%, Япония - 4,8%).

Экономика России продемонстрировала относительно небольшой по сравнению с развитыми странами спад в 2020 году (-3%) и быстрое восстановление (допандемийный уровень был достигнут уже во втором квартале 2021 года).

Это было следствием нескольких факторов. Во-первых, значительную роль сыграло своевременное смягчение Банком России денежно-кредитной политики: ключевая ставка была снижена в общей сложности на 2 п. п. (до 4,25%), наиболее активный период снижения пришелся на апрель - июнь 2020 года. Контрциклические эффекты одновременного смягчения бюджетной и денежно-кредитной политик взаимно усилили друг друга.

Во-вторых, Правительством Российской Федерации поэтапно вводились антикризисные меры и меры по восстановлению экономики. Они были направлены, прежде всего, на поддержку доходов населения, а также снижение текущих издержек бизнеса для высвобождения средств на выплату заработной платы. Был задействован широкий спектр инструментов - прямые выплаты гражданам и субъектам МСП, отсрочки по налоговым и страховым взносам, арендной плате, льготные кредитные программы. В условиях снижения доходов в 2020 году бюджетные расходы не сокращались, а увеличивались.

В-третьих, относительно невысокая по сравнению с развитыми экономиками доля услуг в ВВП России в данном случае сыграла в плюс.

Благодаря комплексу принятых антикризисных мер и мер по восстановлению экономики, а также обеспеченной макростабильности удалось не только сохранить здоровье граждан и эпидемиологическое благополучие, но и достаточно быстро восстановить ритм экономической и социальной жизни, возобновить очное обучение без увеличения рисков для здоровья детей и семей, где они воспитываются. В то время, как в мире один за другим объявили 2-й и 3-й локдауны, России не пришлось идти на такие жесткие меры.

В то же время, распространение коронавирусной инфекции объективно отбросило Российскую Федерацию с траектории развития, направленной на достижение национальных целей развития, установленных в 2018 году. Указ N 474, с одной стороны, обеспечил преемственность, а с другой - уточнил и конкретизировал цели с учетом новых положений Конституции Российской Федерации, накопленного опыта работы, более долгосрочного горизонта планирования (до 2030 года). Реализация Единого плана обеспечит возврат к траектории устойчивого экономического роста и роста доходов населения, а также достижение национальных целей развития.

Единый план включает как уже принятые решения - национальные проекты и государственные программы Российской Федерации, так и новые инициативы социально-экономического развития Российской Федерации (далее - стратегические инициативы). 42 стратегические инициативы были разработаны в январе - июне 2021 года в рамках рабочих групп, возглавляемых заместителями Председателя Правительства. В группы входили все федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, эксперты, представители бизнес-сообщества. В результате этой работы были получены 42 детально проработанных проекта - с конкретными целями, результатами для граждан и бизнеса, проработанным набором мероприятий и графиком их реализации, бюджетом, организационной структурой, системой оценки рисков и обратной связи. Стратегические инициативы обеспечивают, прежде всего, институциональные изменения, фронтальное повышение гибкости и эффективности. Они дают старт, создают условия для дальнейшего развития за счет внебюджетных источников (для технологических, инфраструктурных, инвестиционных и предпринимательских инициатив), а также для деятельности бюджетной сферы на новых принципах и с новыми параметрами эффективности (социальные инициативы).