5.2. Модификация базовых критериев аудита эффективности

5.2.1. Базовые критерии аудита эффективности, определенные Стандартом (далее также - базовые критерии), являются основой для разработки критериев аудита эффективности (далее также - критерии), отражаемых в программе проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением аудита эффективности.

5.2.2. Стандартом установлены следующие базовые критерии:

1) запланированные результаты достигнуты (базовый критерий 1);

2) объем использованных ресурсов не превышает первоначально запланированный объем (базовый критерий 2);

3) при оценке результативности - возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или альтернативных ресурсов отсутствует (базовый критерий );

при оценке экономности - возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует (базовый критерий );

4) необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) отсутствует (далее - базовый критерий 4);

5) достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов обусловлено воздействием (вкладом) непосредственных результатов, получаемых за счет использования объектами аудита эффективности федеральных и иных ресурсов (далее - базовый критерий 5).

Стандартом установлено, что базовые критерии применяются с учетом следующих особенностей:

базовые критерии 1, и (или) применяются в обязательном порядке;

базовый критерий 2 и базовый критерий 4 применяются при необходимости с учетом особенностей проведения конкретного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия;

базовый критерий 5 применяется при необходимости в случае проведения оценки влияния в соответствии с абзацем четвертым пункта 3.2.3 Стандарта и пунктом 2.6 Методических рекомендаций.

5.2.3. Базовые критерии могут быть модифицированы в критерии в виде:

требуемого состояния или ожидания в отношении значений конкретных показателей (индикаторов), отражающих достижение результатов или использование ресурсов;

требуемого обобщенного состояния или ожидания <3> в отношении ресурсов и результатов.

--------------------------------

<3> См. пункт 5.2.6 Методических рекомендаций.

ПРИМЕРЫ

Модификация базового критерия 2 ("объем использованных ресурсов не превышает первоначально запланированный объем") и базового критерия 4 ("необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов отсутствует"), как правило, основывается на обобщенном состоянии или ожидании в отношении ресурсов. Например, могут быть разработаны следующие критерии:

увеличение сметной стоимости строительства автомобильных дорог отсутствует (при модификации базового критерия 2);

своевременность создания спортивных площадок (при модификации базового критерия 2);

необходимость дополнительных бюджетных ассигнований отсутствует (при модификации базового критерия 4);

необходимость дополнительных временных затрат отсутствует (при модификации базового критерия 4).

Вместе с тем модификацию базового критерия 1 ("запланированные результаты достигнуты"), базового критерия ("возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или альтернативных ресурсов отсутствует"), базового критерия ("возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует"), базового критерия 5 ("достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов обусловлено воздействием (вкладом) непосредственных результатов, получаемых за счет использования объектами аудита эффективности федеральных и иных ресурсов") рекомендуется осуществлять с учетом конкретных показателей (индикаторов), например, следующим образом:

спортивные площадки в сельской местности созданы в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками (при модификации базового критерия 1);

увеличена единовременная пропускная способность спортивных сооружений, расположенных в сельской местности (при модификации базового критерия );

цена за единицу поставленного оборудования ниже рыночной цены товара (при модификации базового критерия );

реализация программ государственной поддержки рынка жилищного строительства и ипотечного кредитования оказала влияние на увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия (при модификации базового критерия 5).

5.2.4. Показатели (индикаторы), с помощью которых модифицируются базовые критерии, можно условно разделить на следующие три группы:

1) финансовые показатели:

А) показатели продуктивности, характеризующие затраты ресурсов на единицу результата (используются при модификации базового критерия в рамках оценки экономности) или результаты на единицу затрат ресурсов (используются при модификации базового критерия в рамках оценки результативности). С точки зрения аудита эффективности такие показатели (показатели продуктивности) являются наиболее важными для выбора альтернатив в сопоставимых условиях.

ПРИМЕРЫ

Стоимость одного товара, работы, услуги; стоимость одного койко-дня; затраты на одного учащегося и т.п. Такие показатели могут являться как нормативами затрат, так и показателями продуктивности, полученными как частное от деления всех затрат ресурсов на достигнутые результаты (средняя стоимость единицы конкретного вида (типа) приобретенного товара; средняя стоимость подключения одного домохозяйства к объекту инфраструктуры и т.п.).

Дополнительные примеры показателей продуктивности приведены в приложении N 4 к Методическим рекомендациям;

Б) показатели, характеризующие долю затрат ресурсов определенного типа в общем объеме затрат или по отношению к иному типу затрат; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия ;

ПРИМЕРЫ

Доля административных расходов в общем объеме расходов, доля расходов на административно-управленческий персонал в общем объеме расходов, доля внебюджетных источников в общем объеме затрат; доля внебюджетных источников по отношению к бюджетным и т.п.).

В) иные финансовые показатели, в том числе используемые для характеристики финансового положения хозяйствующих субъектов (объектов аудита эффективности); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и ;

ПРИМЕРЫ

Показатели рентабельности (рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и т.п.), ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой (срочной) ликвидности и т.п.), оборачиваемости и т.д.

2) нефинансовые показатели (индикаторы), отражающие количественную сторону результатов с определенными качественными характеристиками:

А) показатели (индикаторы), характеризующие количество получаемых товаров (работ, услуг); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и ;

ПРИМЕРЫ

Количество построенных объектов, приобретенных товаров, работ, услуг и т.п.

Б) показатели (индикаторы), отражающие изменение мощностей в связи с приобретением товаров (работ, услуг), а также изменение возможностей выгодоприобретателей по использованию указанных товаров (работ, услуг); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и ;

ПРИМЕРЫ

Мощность объектов электроэнергетики, единовременная пропускная способность спортивных сооружений, пропускная способность автомобильных дорог.

В) показатели (индикаторы), отражающие пользование указанными мощностями и возможностями; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия и при необходимости базового критерия 5;

ПРИМЕРЫ

Загруженность объектов спорта, удельный вес домохозяйств, подключенных к сетям, частота отключений электроэнергии потребителям (% работоспособности электрогенерации).

Г) показатели (индикаторы), характеризующие средне- и долгосрочные социально-экономические изменения; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия и при необходимости базового критерия 5;

ПРИМЕРЫ

Смертность населения от всех причин, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, доля семей, улучшивших жилищные условия и т.п.

3) нефинансовые показатели (индикаторы), для которых необходимо проведение социологических исследований (опросов), экспертных оценок <3(1)>: показатели (индикаторы), характеризующие уровень удовлетворенности выгодоприобретателей; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия и при необходимости базового критерия 5.

--------------------------------

<3(1)> При условии, что экспертная оценка как доказательство должна быть дополнительно подтверждена информацией из иных источников.

ПРИМЕРЫ

Уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом, экспертные оценки в той или иной области.

5.2.5. Система нефинансовых показателей (индикаторов), указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 5.2.4 Методических рекомендаций, представлена на рисунке 1.

00000002.png

Рисунок 1. Система нефинансовых показателей (индикаторов), характеризующих результаты.

5.2.6. Базовые критерии также могут модифицироваться в виде обобщенного состояния или ожидания в отношении ресурсов и результатов.

Обобщенное состояния или ожидание в отношении ресурсов и результатов напрямую не связано ни с каким показателем (индикатором), а скорее характеризует определенное действие применительно к ресурсам и результатам: например, отсутствие факта увеличения сметной стоимости строительства, своевременность достижения результатов, монтаж оборудования, ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры и т.п.

5.2.7. Примеры модифицированных базовых критериев (с учетом пунктов 5.2.3 - 5.2.6 Методических рекомендаций) могут выглядеть следующим образом:

1) критерии в виде требуемого состояния или ожидания в отношении значений конкретных нефинансовых показателей (индикаторов), отражающих достижение запланированных результатов или лучших результатов деятельности объекта аудита эффективности (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 1 и );

ПРИМЕРЫ

Искусственные покрытия для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки, поставлены в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками.

Спортивные площадки в сельской местности созданы в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками.

Увеличена единовременная пропускная способность спортивных сооружений, расположенных в сельской местности.

Увеличен уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом.

Распределительные газовые сети введены в действие в запланированном объеме.

Сокращение доли сельских жителей, не обеспеченных сетевым газом.

Снижен уровень смертности населения от всех причин.

Увеличена ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

2) в виде требуемого обобщенного состояния или ожидания в отношении результатов (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 1 и );

ПРИМЕРЫ

Достигнуты результаты использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

Произведен монтаж поставленных искусственных покрытий для футбольных полей.

Созданные спортивные площадки функционируют.

Отсутствуют объекты незавершенного строительства, законсервированные и (или) пришедшие в негодность объекты.

3) в виде требуемого состояния или ожидания в отношении значений финансовых показателей, в том числе отражающих возможность экономии ресурсов (т.е., как правило, при модификации базового критерия );

ПРИМЕРЫ

Цена за единицу поставленного оборудования не превышает рыночную цену товара.

Доля административных расходов не превышает среднее значение показателя у аналогичных организаций.

Доля внебюджетных источников в общем объеме используемых ресурсов не сокращается.

4) в виде требуемого обобщенного состояния или ожидания в отношении использования ресурсов (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 2 и );

ПРИМЕРЫ

Отсутствуют факты завышения стоимости закупаемых товаров, работ, услуг.

Своевременность начала эксплуатации оборудования.

Отсутствуют дополнительные затраты на ремонт, обслуживание и т.п. в течение гарантийного срока.

Отсутствуют расходы на оплату транспортного налога на автомобили, находившиеся в неисправном состоянии в течение всего налогового периода.

Отсутствуют расходы на оплату штрафов, пеней за несвоевременно уплаченные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Ранее сформированные запасы используются для достижения результатов.

Отсутствуют факты приобретения нового оборудования при наличии аналогичного в работоспособном состоянии и не в полной мере загруженного.

5) в виде требуемого состояния или ожидания в отношении влияния достижения непосредственных результатов на достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов (т.е. при модификации базового критерия 5).

ПРИМЕРЫ

Реализация мероприятий федерального проекта "Безопасность дорожного движения" привела к сокращению смертности от дорожно-транспортных происшествий.

Реализация программ государственной поддержки рынка жилищного строительства и ипотечного кредитования оказала влияние на увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия.

Создание в сельской местности спортивных площадок привело к увеличению доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом.

5.2.8. Схема разработки критериев аудита эффективности на основе базовых критериев (на конкретном примере) представлена в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.

5.2.9. Подборка примеров критериев аудита эффективности, соответствующих базовым критериям и связанных (и не связанных) с конкретными показателями (индикаторами), приведена в приложении N 6 к Методическим рекомендациям.

5.2.10. При модификации базовых критериев в критерии, отражаемые в программе проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением аудита эффективности, следует иметь в виду, что в некоторых случаях конкретный критерий аудита эффективности может быть отнесен сразу к нескольким базовым критериям.

ПРИМЕР

Критерий "Цена за единицу поставленного оборудования не превышает рыночную цену товара" может конкретизировать как базовый критерий ("возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует"), так и базовый критерий ("возможность добиться лучших результатов (по количеству)"), так как сокращение затрат на единицу оборудования дает возможность закупки большего количества оборудования.

Кроме того, нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление и распоряжение бюджетными средствами, в качестве показателей (индикаторов), отражающих достижение запланированных результатов (базового критерия 1), уже могут быть предусмотрены показатели (индикаторы) более высокого уровня: например, показатели (индикаторы), отражающие изменение мощностей в связи с вводом в эксплуатацию объектов инфраструктуры, которые, как правило, используются при модификации базового критерия ("возможность добиться лучших результатов (принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями)").

5.2.11. Отсутствие нарушений при использовании ресурсов или факт их устранения могут являться критериями аудита эффективности только в виде формулировки критерия, отражающего взаимосвязь таких нарушений с достижением результатов и (или) изменением объема использованных ресурсов.

ПРИМЕР

Нарушения требований по применению нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, отсутствуют.

5.2.12. Критерии, разработанные на основе базовых критериев и , являются ключевыми для аудита эффективности. Такие критерии позволяют определить как занижение запланированных результатов, так и некорректность самих результатов деятельности объекта аудита эффективности, например, в случае, когда запланированные результаты достигнуты (или даже превышены; т.е. критерии, разработанные на основе базового критерия 1, соблюдены), но доказаны возможность и необходимость достижения за счет использованных ресурсов лучших результатов (в том числе возможность полноценного использования результатов выгодоприобретателями; т.е. критерии, разработанные на основе базового критерия , не соблюдены).

ПРИМЕР

В рамках аудита эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на закупки кресел-колясок для инвалидов, выявлено, что закупки осуществляются, закупаемые кресла-коляски являются качественными, необоснованное превышение запланированного объема используемых ресурсов не наблюдается (критерии, разработанные на основе базовых критериев 1 и 2, в целом соблюдены). Однако были выявлены и проблемы: длительный срок ожидания поставок, отказ инвалидов от получения кресел-колясок, так как они не соответствуют антропометрическим, физиологическим и иным индивидуальным особенностям инвалидов. Таким образом, имеет место проблема неудовлетворенности потребностей инвалидов в обеспечении креслами-колясками, то есть проблема достижения конечных результатов (критерии, разработанные на основе базового критерия , не соблюдены).