Утверждено

приказом Генерального прокурора

Российской Федерации

от 04.10.2021 N 575

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МОБИЛЬНЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРИЕМНЫХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Типовое положение регламентирует задачи, деятельность мобильных и временных приемных органов прокуратуры Российской Федерации (далее - мобильные и временные приемные). Типовое положение разработано для обеспечения организации и функционирования мобильных и временных приемных, проведения выездных личных приемов руководством и другими должностными лицами органов прокуратуры Российской Федерации, повышения эффективности работы по восстановлению нарушенных прав граждан и доверия населения к органам прокуратуры.

1.1. Мобильные приемные создаются в целях осуществления оперативных выездов, в том числе в отдаленные и труднодоступные населенные пункты, для приема граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, представителей общественных объединений и организаций, бизнес-сообщества (далее - заявители) в соответствии с заранее утвержденными планами и графиками приемов, а также при наличии иных оснований.

1.2. Порядок образования мобильных приемных и формирования их состава, утверждение планов выездов и графиков личного приема, а также случаи и порядок организации выездного приема определяются соответствующим организационно-распорядительным документом.

1.3. Временные приемные формируются на определенный срок (как правило, на полугодие) при наличии сведений о ситуациях, требующих незамедлительного вмешательства органов прокуратуры, для выездов в территориальные образования с неблагополучной обстановкой, сложившейся в результате систематического ущемления прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушений закона, аварий, распространения заболеваний, стихийных или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы. В соответствующем организационно-распорядительном документе о временной приемной определяется ее состав.

1.4. Мобильные и временные приемные в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Положением о мобильных и временных приемных, изданным в соответствии с настоящим Типовым положением.

1.5. Планирование и организация деятельности мобильных и временных приемных осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных органам прокуратуры, участвующим в работе соответствующей приемной согласно распределению обязанностей.

1.6. Сведения о работе мобильных или временных приемных (задачах, месте и режиме работы) размещаются на информационных стендах, а также при использовании технических средств аналогичного назначения в органах прокуратуры, органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, иных общедоступных местах, в средствах массовой информации, на официальном сайте прокуратуры в сети "Интернет". Указанная информация предоставляется также по справочным телефонам органов прокуратуры Российской Федерации.

2. Задачами мобильных и временных приемных являются:

2.1. Оперативное реагирование на обращения либо сведения, размещенные в средствах массовой информации, сети "Интернет" и имеющие общественный резонанс, о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, требующих вмешательства органов прокуратуры.

2.2. Выявление причин и условий, способствующих увеличению числа обращений в органы прокуратуры, и принятие мер по соблюдению требований закона и недопущению нарушения прав граждан.

2.3. Проведение личного приема заявителей в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.

2.4. Оказание правовой помощи гражданам, в первую очередь относящимся к социально незащищенной категории населения: ветеранам, узникам концлагерей, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям и малоимущим.

3. Прием заявителей проводится в следующем порядке:

3.1. Мобильные и временные приемные могут осуществлять свою работу в зданиях, занимаемых предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, социальными и образовательными организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами прокуратуры, а также размещаться в иных временно приспособленных для этих целей помещениях. Вопросы о возможности размещения приемных предварительно согласовываются с названными органами и организациями.

3.2. Организация работы мобильных и временных приемных осуществляется работниками органов прокуратуры, ответственными за данное направление деятельности, на плановой и внеплановой основе.

3.3. Руководители прокуратур, на поднадзорных территориях которых размещаются мобильные или временные приемные, обеспечивают необходимое оборудование помещений, в которых будет проводиться личный прием посетителей, и условия для ожидания ими приема.

Планы выездов и графики личного приема своевременно доводятся до сведения населения в соответствии с требованиями Инструкции о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.05.2011 N 153.

После утверждения планов работы мобильных или временных приемных ответственными лицами осуществляются мероприятия по информированию населения о предстоящей работе, размещенная информация публикуется также в день, предшествующий выезду.

К работе мобильных и временных приемных могут привлекаться представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных, контролирующих и иных органов, а также общественных объединений. Участие этих лиц предварительно согласовывается с ними и отражается в планах выездов и графиках приема.

3.4. Прием заявителей участниками мобильных и временных приемных должен осуществляться в течение всего рабочего дня. При необходимости возможно установление порядка работы приемных в вечернее время, выходные и праздничные дни.

3.5. Предложения о плановых и внеплановых выездах в конкретные населенные пункты либо на поднадзорные объекты вносятся руководству органов прокуратуры работниками органов прокуратуры, ответственными за это направление деятельности, с учетом анализа статистических данных, причин и условий, повлекших обращения граждан, динамики числа обращений по конкретным направлениям деятельности.

4. Личный прием заявителей осуществляется прокурорами в форменном обмундировании.

5. При подготовке к выезду анализируются имеющиеся данные о рассмотрении обращений и приеме граждан, материалы предыдущих проверок, их результаты и принятые по ним решения, организационно-распорядительные документы.

6. При принятии решения о приеме заявителей лично руководителем прокуратуры, его заместителями и другими уполномоченными лицами мобильной или временной приемной учитываются требования пункта 4.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, касающиеся установления контроля за результатами рассмотрения обращений по наиболее актуальным вопросам.

7. Поступившие в ходе выездного приема обращения передаются в соответствующую прокуратуру не позднее следующего дня с отметкой о дате и месте получения документа для своевременной регистрации. В этих целях используются автоматизированный информационный комплекс единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства в органах прокуратуры "Надзор-WEB" и информационная система обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации (ИСОП).

8. Обращения регистрируются и рассматриваются в соответствии с требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, и Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 N 450. При регистрации письменных и устных обращений граждан, поданных на личном приеме, заполняются все необходимые реквизиты, в том числе сведения о результатах приема (принято обращение, разъяснено). На обращениях, принятых в ходе приема, ставится отметка "с личного приема".

9. Руководству прокуратуры представляется обобщенная информация о результатах рассмотрения принятых в мобильных или временных приемных обращений и мерах реагирования, которая используется для прогнозирования и планирования надзорной деятельности. Указанное обобщение проводится в целях выявления наиболее характерных и распространенных нарушений прав и свобод граждан, их причин, разработки эффективных мероприятий по их устранению.

Освещение в средствах массовой информации итогов деятельности мобильных и временных приемных рассматривается как одно из важнейших направлений этой работы. Проекты сообщений по наиболее резонансным случаям с примерами реальной помощи в восстановлении нарушенных прав заявителей своевременно направляются в управление взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ответственным лицам прокуратур, осуществляющим взаимодействие со средствами массовой информации, для предания гласности.

10. Контроль за организацией деятельности мобильных и временных приемных возлагается на одного из руководителей прокуратуры.