II. Классификация нарушений безопасности движения

4. Настоящее Положение устанавливает следующую классификацию нарушений безопасности движения:

1) крушение - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством или сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых погиб один и более человек, либо причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек, либо возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек, либо поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря, либо нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек;

2) авария - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек, либо возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек, либо поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта;

3) происшествие при перевозке (транспортировке) опасных грузов, связанное с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, в результате которого нанесен ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц и окружающей природной среде;

4) столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или транспортным средством - соударение движущегося железнодорожного подвижного состава с другим движущимся или неподвижным железнодорожным подвижным составом или транспортным средством, в результате которого допущено повреждение железнодорожного подвижного состава в объеме текущего ремонта, за исключением безотцепочного ремонта грузовых вагонов или более сложного ремонта;

5) сход железнодорожного подвижного состава - нарушение безопасности движения, при котором для постановки железнодорожного подвижного состава на путь требуется применить подъемные средства и приспособления или в результате которого причинен ущерб инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД";

6) возгорание груза в вагоне или контейнере - процесс начала горения груза из-за несанкционированного выхода за пределы объекта удержания (за упаковку груза или габарит погрузки) или продуктов физико-химической реакции в границах этого объекта, вызванный непосредственным воздействием на груз или объект удержания, неисправностью или нарушением целостности конструкции объекта удержания;

7) затопление, вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более - образование свободной поверхности воды на участке инфраструктуры железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД" в периоды половодья и паводков, а также в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

8) пожар, вызвавший полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

9) нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД", вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более - повреждение, разрушение составных частей и элементов составных частей сооружений инфраструктуры в результате воздействия внешних и внутренних факторов, при которых происходит потеря их эксплуатационной пригодности и несущей способности;

10) происшествие, связанное с несанкционированным движением по железнодорожным путям транспортного средства, - несанкционированный выезд (нахождение) на железнодорожные пути и территорию, прилегающую к полосе отвода (с нарушением габарита подвижного состава), любого транспортного средства (в том числе и гужевого) вне зависимости от последствий;

11) прием поезда по неготовому маршруту - нарушение безопасности движения, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью поезда) открытый входной светофор или пригласительный сигнал, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее - ПТЭ), разрешение на следование на станцию при неправильно приготовленном или неготовом маршруте, ведущем на железнодорожный путь, не занятый железнодорожным подвижным составом, а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь или по неэлектрифицированному съезду, на железнодорожный путь с другим родом тока или на железнодорожный путь со снятым напряжением в контактном проводе;

12) отправление поезда по неготовому маршруту - нарушение безопасности движения, при котором отправляющийся (следующий без остановки) поезд или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с предусмотренным ПТЭ порядком, и получении им в необходимых случаях дополнительного указания или сигнала отправления поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива при неготовом или неправильно приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон (блок-участок), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь, на путь со снятым напряжением в контактном проводе или с другим родом тока;

13) перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом - нарушение безопасности движения, при котором допущен перевод стрелки при нахождении железнодорожного подвижного состава на участке рельсовой цепи, в границах которой она расположена;

14) отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования, связанная с неисправностью вагона пассажирского или пригородного поезда, препятствующей его дальнейшему движению на всех раздельных пунктах, кроме железнодорожной станции отправления и железнодорожной станции назначения;

15) отмена отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления, а также высадка пассажиров из пассажирского поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава, некачественного ремонта или технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, неправильных действий локомотивных бригад, в том числе из-за повреждения железнодорожного подвижного состава вследствие наезда на людей и животных;

16) повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной железнодорожной станции из-за некачественного ремонта или технического обслуживания локомотива, неправильных действий локомотивных бригад, повреждения локомотива вследствие наезда на людей и животных;

17) отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами, связанное с отправлением поезда на перегон с перекрытым концевым краном или перекрытыми концевыми кранами между единицами железнодорожного подвижного состава, за исключением соединенных грузовых поездов с автономными тормозными магистралями;

18) излом рельса под железнодорожным подвижным составом - разрушение целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения;

19) саморасцеп автосцепок в поездах, связанный с самопроизвольным нарушением сцепления единиц железнодорожного подвижного состава;

20) отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс, препятствующего его дальнейшему движению, выявленного автоматическими устройствами контроля технического состояния подвижного состава нагрева букс вагона грузового поезда;

21) отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа, которое может вызвать падение груза или его части на путь, а также выход его за пределы габарита погрузки, кроме железнодорожных станций, где имеются пункты коммерческого осмотра поездов;

22) обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава, связанный с обрывом элементов автосцепного устройства железнодорожного подвижного состава (корпуса автосцепки, тягового хомута, клина тягового хомута);

23) падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава (внутрь рельсовой колеи или на обочину пути) во время движения железнодорожного подвижного состава, без которых дальнейшее движение железнодорожного подвижного состава невозможно, либо упавшая деталь (детали) может создать препятствие для движения данного или иного железнодорожного подвижного состава;

24) наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты) - соударение движущегося железнодорожного подвижного состава с находящимися в габарите железнодорожного подвижного состава механизмами, оборудованием и посторонними предметами (объектами), в результате которого допущены повреждения железнодорожного подвижного состава или причинен ущерб инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД";

25) несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон, связанное с самопроизвольным движением железнодорожного подвижного состава с путей железнодорожных раздельных пунктов или с примыкающих к раздельному пункту железнодорожных путей необщего пользования с выходом на приготовленный маршрут приема, следования, отправления поезда или на прилегающий перегон;

26) проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика хотя бы частью железнодорожного подвижного состава, а также занятие впереди лежащей рельсовой цепи вследствие нахождения колесных пар за изолирующим стыком;

27) прием поезда на занятый железнодорожный путь, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью поезда) входной (маршрутный) светофор по разрешающему показанию, пригласительному сигналу, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, разрешение на следование на станцию при маршруте, приготовленном на железнодорожный путь, занятый поездом или железнодорожным подвижным составом, за исключением случаев, предусмотренных ПТЭ;

28) отправление поезда на занятый перегон - нарушение безопасности движения, при котором отправляющийся поезд при открытом выходном светофоре или пригласительном сигнале или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, и получении им при необходимости дополнительного указания или сигнала отправления, отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон (путь перегона, блок-участок или стрелочно-путевой участок) занят поездом любого направления или железнодорожным подвижным составом;

29) развал груза в пути следования - нарушение безопасности движения, связанное с падением груза (контейнера) или его части на путь, а также смещение, разворот, расстройство его крепления, вызвавшие выход груза (контейнера) или его части за установленный габарит погрузки;

30) излом (обрыв) литых деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки) - нарушение безопасности движения, связанное с разрушением целостности деталей железнодорожного подвижного состава, из-за несоблюдения технологии их изготовления, эксплуатации или ремонта;

31) ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью, из-за неисправности светофора, некачественного ремонта либо технического обслуживания устройств сигнализации, централизации и блокировки или неправильных действий персонала.