3. Особенности облигаций для физических лиц

Основная цель размещения государственных облигаций для физических лиц - повышение уровня финансовой грамотности граждан. В силу особенностей целевой аудитории этих инструментов весьма ограничен их потенциал в качестве источника привлечения заемных средств для бюджетов различных уровней.

На практике заимствования у населения являются, как правило, самым дорогим источником привлечения заемных ресурсов. В этой связи субъектам Российской Федерации при принятии решения о размещении таких инструментов не следует рассматривать их как инструмент заимствований, который позволит быстро привлечь значимые объемы финансирования.

Основная цель подобного инструмента - выступать для российских граждан в качестве промежуточного, более безопасного "квазирыночного" инструмента для инвестирования накоплений, занимающего место между депозитом и "классическими" ОФЗ, обращающимися на рынке. При этом процесс приобретения данных облигаций должен быть максимально простым и удобным для граждан, в связи с чем допускается использование дистанционных каналов продаж.

Ниже приведены ключевые отличия облигаций для физических лиц от обычных облигаций:

1) цели размещения облигаций субфедеральных займов для населения:

- повышение финансовой грамотности населения;

- воспитание культуры сохранения и инвестирования средств гражданами;

- создание нового сегмента рынка государственных облигаций, ориентированных на граждан с невысоким уровнем доходов (накоплений), не имеющих опыта работы с ценными бумагами;

- повышение доверия граждан к государству как заемщику;

2) четкое разграничение формата эмиссии: универсальные облигации "для всех" или специальные инструменты - только для граждан;

3) отсутствие вторичного рынка - является преимуществом, так как обеспечивает отсутствие рыночного риска для инвесторов - государство гарантирует возврат инвестиций в полном объеме путем выкупа облигаций эмитентом по требованию инвестора вне зависимости от изменения рыночной конъюнктуры;

4) выпуск облигации для физических лиц сопряжен с рядом затрат для эмитента:

- премия по доходности к обращающимся рыночным облигациям эмитента для привлечения внимания граждан к новому инструменту;

- выплата агентам повышенной комиссии из-за нерыночного и розничного характера инструмента, высоких трудозатрат на выполнение агентских функций (администрирование процессов продажи и выкупа облигаций);

- планирование бюджетных ассигнований на выкуп облигаций до погашения;

- затраты на рекламную кампанию по популяризации нового инструмента.