2.3. Привлечение услуг агента по размещению облигаций, организатора торговли, центрального депозитария и рейтингового агентства

а) Выбор финансовых организаций, оказывающих услуги по организации размещения облигаций (далее - Агент) может осуществляться любым из двух способов:

- посредством проведения открытого конкурса или электронного аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ;

- в порядке, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 753-р, предусматривающем упрощенную процедуру выбора Агента.

15 мая 2021 г. в указанное распоряжение внесены изменения, предусматривающие изменение подхода к отбору субъектов Российской Федерации на которых распространяет действие указанное распоряжение: теперь возможность выбора Агента по упрощенной процедуре предоставлена всем субъектам Российской Федерации, проводящим сбалансированную долговую политику, а именно - отнесенным к группе заемщиков с высоким и средним уровнями долговой устойчивости.

б) Организатор торговли на рынке ценных бумаг (далее - Биржа) оказывает услуги по включению и поддержанию выпусков облигаций в котировальных списках и по проведению организованных торгов облигациями.

Выбор Биржи осуществляется посредством проведения конкурсных процедур в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.

Проведение процедур выбора Агента и Биржи может осуществляться до государственной регистрации Условий эмиссии в Минфине России.

в) Услуги центрального депозитария в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ входят в перечень случаев, когда закупка услуг может осуществляться заказчиком у единственного поставщика.

г) Специфика проведения заемных операций, определяемая, в частности, готовностью и желанием кредиторов (инвесторов) участвовать в финансировании региона предопределяет необходимость для субъекта поддерживать постоянный диалог с участниками долгового рынка. Такой диалог позволяет учитывать мнение инвестиционного сообщества при разработке и реализации заемной/долговой политики.

Одним из важных каналов поддержания диалога с кредиторами является и взаимодействие региона с рейтинговыми агентствами. Получение кредитного рейтинга важно, поскольку в ходе оценки уровня кредитоспособности региона агентства формируют собственную точку зрения на способность заемщиков выполнять принятые долговые обязательства. В процессе определения уровня кредитного рейтинга субъекта особое внимание отводится анализу экономической ситуации, состоянию регионального бюджета, уровню долговой нагрузки субъекта, степени его зависимости от поддержки из федерального бюджета. Наличие кредитных рейтингов имеет важное значение для участников рынка, нередко устанавливающих лимиты на заемщиков в зависимости от присваиваемых им рейтингов.

Новации Бюджетного кодекса предусматривают, что получение субъектом (муниципальным образованием) кредитного рейтинга не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, будет являться обязательным условием для размещения государственных региональных (муниципальных) ценных бумаг субъекта <2>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 г. N 40 для субъектов Российской Федерации установлен минимальный уровень кредитного рейтинга - "BBB-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации от Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (Акционерное общество) и (или) "ruBBB-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации от Акционерного общества "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА".

--------------------------------

<2> Условие об обязательном наличии кредитного рейтинга приостановлено до конца 2021 года.

Несмотря на то, что привлечение услуг рейтинговых агентств неизбежно влечет за собой дополнительные затраты, полагаем, что данные расходы представляются оправданными, так как в долгосрочной перспективе приводят к снижению стоимости заимствований.