5.3. О разделении государственного долга субъектов на внутренний и внешний

С 1 января 2020 г. вступили в силу положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 6, ст. 99), предусматривающие классификацию государственного долга субъекта Российской Федерации на внешний и внутренний исходя из валюты долговых обязательств. Такой принцип классификации основывается на учете факта возникновения валютного риска по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации.

Обязательства ряда субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями выражены в иностранной валюте. Позже, дополнительными соглашениями было предусмотрено, что исполнение номинированных в иностранной валюте обязательств осуществляется путем перечисления средств в валюте Российской Федерации по фиксированному курсу. Таким образом, для этих регионов де-факто не возникает неблагоприятных финансовых последствий при изменении валютного курса. Однако, вышеуказанные положения Бюджетного кодекса не содержат исключений, в том числе в отношении долговых обязательств, возникших в иностранной валюте, валютный курс по которым является юридически неизменным. Таким образом, правовые основания для отнесения долговых обязательств этих регионов к внутреннему долгу формально отсутствуют и объем указанных обязательств с 1 января 2020 г. относится к государственному внешнему долгу субъекта.