4.1. Формирование компонентов единой системы НСИ в сфере здравоохранения

В процессе первого этапа создания и развития Единой государственной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) наблюдался стремительный и во многом неконтролируемый рост числа объектов нормативно-справочной информации, в том числе размещаемых на соответствующих ресурсах Минздрава Российской Федерации. К моменту завершения первого этапа создания ЕГИСЗ (сентябрь 2015 года) насчитывалось 496 справочников, из которых 390 имели медицинскую направленность.

При этом многие из этих объектов создавались для решения локальных задач, включая "клонирование" объектов, реализуемых в рамках полномочий других ФОИВ и имеющих иную отраслевую направленность (например, справочники ФНС России, предоставляющие кодированную информацию о видах деятельности, кодах регионов, адресах и т.д.). По отношению к подобным объектам, как правило, ни на стадии разработки, ни на стадии использования не уделялось должного внимания уже представленным ранее в данной предметной области системам кодирования, не производилось действий по системному анализу предметной области, разработке справочников унифицированного характера, а по отношению к "клонированным" объектам не велась работа по синхронизации с "материнскими" объектами в части обновления структуры и состава записей.

В сложившейся структуре пространства нормативно-справочной информации: около 45% справочников требовали существенной переработки или полной замены, еще 25% справочников нуждались в текущих доработках (исправления орфографических ошибок, добавления пропущенных значений, корректировки используемых терминов), и только 30% справочников могли быть использованы в разработках (при уточнении нормативно-правовых актов).

Активные темпы развития подсистем ЕГИСЗ в рамках второго этапа, а также общий курс на цифровизацию экономики определили высокие темпы разработки новых справочников и задачи по модернизации уже имеющихся. К началу 2019 года общее количество объектов, входящих в единое пространство НСИ превысило одну тысячу, при этом объекты старого реестра НСИ составили порядка 40% (более 400), а актуализированные объекты медицинской направленности 60% (из которых более 300 - справочники, 303 - вспомогательные объекты).

Процесс формирования единого пространства НСИ выявил принципиальные особенности в разработке и сопровождении объектов НСИ, с учетом того, что сами справочники неоднозначны по трудозатратам, необходимым для их создания: так для "больших" (синонимы используемые в научной литературе - "сложные"/"тяжелые") справочников необходимо обращение к зарубежным аналогам, научно-исследовательские работы, коллективное участие и привлечение экспертного сообщества. Также неоднозначен процесс ревизии (актуализации): для справочников, содержащих количество записей, исчисляемое десятками тысяч, необходима постоянная (близкая к on-line) актуализация и верификация содержания, другие, тесно связанные с регулирующими нормативно-правовыми актами, предполагают синхронизацию вносимых изменений с НПА.

Появление в едином пространстве НСИ "сложных" федеральных справочников (таких как Справочник лабораторных исследований, Справочник лекарственных средств, Справочник инструментальных диагностических исследований и др.), влечет за собой необходимость создания механизмов целевого мониторинга и персонифицированного сопровождения подобных объектов, а также создание механизмов постоянного и полноценного взаимодействия с экспертным сообществом.

В этих условиях наибольшую актуальность приобретает определение ролей участников создания и функционирования пространства нормативно-справочной информации, обеспечивающих единство, постоянство и непротиворечивость хранящейся информации, а также доступность, актуальность и достоверность объектов НСИ.

Задача по формированию ролей участников единого пространства НСИ, тесно связана с задачами по регламентации деятельности в области разработки и создания, размещения и сопровождения объектов НСИ с учетом принципов, целей и задач, представленных в настоящей Концепции, важнейшей из которых является задача по установлению механизмов взаимодействия всех участников, в соответствии с подпунктом 10 части 3 статьи 91.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <17>.

--------------------------------

<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4791.

Сопоставимой по значимости, и во многом определяющей задачей для единого пространства НСИ является задача по присвоению уникальных идентификаторов и ведению реестра идентификаторов объектов (OID) Минздрава России, включающая, в том числе методологическое обеспечение в вопросах присвоения уникальных идентификаторов объектам, относящимся к сфере компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации.

На начало 2019 года реестр идентификаторов объектов Минздрава России включал в себя (с учетом структурных подразделений МО, учитываемых в Федеральном реестре медицинских организации) более 250 тысяч записей, что делает его одним из самых больших объектов в области НСИ по количеству записей и содержащейся информации.

Разработка, утверждение и актуализация Положения о ведении идентификаторов объектов Минздрава России, назначаемых в рамках российского национального сегмента международного дерева идентификаторов объектов, с поддержкой описания типов объектов, организацией, уполномоченной Минздравом России обеспечивает единство и информативность данного информационного пространства, а также возможность внедрения технологических решений в рамках Портала ведения НСИ.

Поддержка Федерального реестра НСИ на высоком уровне развития, в актуальном и непротиворечивом состоянии выдвигает высокие требования к программному комплексу (Порталу) его ведения. Портал ведения НСИ должен обеспечивать все необходимые функции, возложенные на подсистему НСИ федерального сегмента ЕГИСЗ, с учетом необходимости использования базовых и перспективных платформ и сервисов Электронного Правительства (ЕПГУ, СМЭВ, ЕСИА), включая Национальную систему управления данными.

С 2017 года Портал ведения НСИ функционирует как новый программный комплекс, к которому на стадии разработки и проектирования были заявлены требования по поддержанию возможности представления иерархической структуры справочника, отслеживанию версионности изменений при актуализации и модернизации, возможности осуществления ролевого управления разработкой справочника, по предоставлению пользователям удобных инструментов поиска и подписки на справочники, получению необходимой аналитической информации для централизованного администрирования.

Кроме того, современным требованием к подсистеме ведения нормативно-справочной информации является возможность предоставления сервиса автоматической поддержки в актуальном состоянии НСИ в подсистемах ЕГИСЗ, в том числе ГИС субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем МО, медицинских регистрах.

Таким образом, описание единой системы ведения НСИ в сфере здравоохранения включает в себя описания: ролей участников, объектов НСИ и их "жизненного цикла", реестра идентификаторов объектов Минздрава России, Портала ведения НСИ.