Сервисный блок

Учитывая общие тенденции в музейном деле, в ближайшей перспективе сохранится тенденция к росту досуговой функции музея, а значит, и росту значения вспомогательных пространств в его деятельности и расширению пространств, относящихся к зоне А (доступной для посетителя и не содержащей музейных коллекций). Сюда относятся входные и рекреационные зоны, кафе, туалеты, детские комнаты, образовательные пространства и лаборатории. Общая площадь зоны А в современном музее должна составлять не менее 20% от общей площади музея.

Развитие дополнительной инфраструктуры особенно актуально для музеев-заповедников, поскольку позволит именно ее отсутствие в большинстве случаев не позволяет даже частично распределить нагрузку в пиковый сезон на другие периоды.

Одной из наиболее проблемных зон с точки зрения потенциального скопления посетителей является место продажи билетов. Рекомендуется учесть следующее:

- выбор места для кассы следует осуществлять с расчетом на потенциальную очередь;

- подготовить необходимое оборудование для дополнительного места продажи билетов в случае ожидаемых дополнительных нагрузок;

- установить аппарат для продажи билетов;

- ввести продажу билетов онлайн, что хорошо сочетается с сеансовым посещением. Однако стоит отметить, что опыт введения таких сервисов показывает возникновение проблем при работе с льготными категориями посетителей;

- вывести большую часть входной зоны из послеконтрольного пространства, чтобы посетитель комфортно мог провести время до покупки билета;

- установить достаточное количество арочных металлодетекторов;

- создать пространство для временных мест в гардеробе;

- оптимизировать меню в музейном кафе с расчетом на быстрое обслуживание и краткосрочное пребывание;

- создать виртуальный аналог музея, что может стать одним из вариантов для снижения антропогенной нагрузки и одновременно позволит обеспечить доступ к историко-культурному наследию, особенно для малобильных групп граждан.