Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 августа 2021 г. N 25410-СГ/Д27и

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ

НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

В соответствии с письмом Росреестра о запросе позиции относительно совершенствования законодательства в части установления возможности определения границ населенных пунктов и основания для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в случае принятия решения органом местного самоуправления сельского поселения об отсутствии необходимости подготовки генерального плана сельского поселения, установленном частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Минэкономразвития России сообщает.

В редакции статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2007 г. (вступления в силу норм Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), использовалось понятие "черта городских, сельских поселений".

Черта поселений определялась как внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.

До 1 января 2007 года установление черты поселений должно было проводиться на основании утвержденной градостроительной, а также землеустроительной документации.

Следует отметить, что часть 6 статьи 18 Кодекса, в соответствии с которой представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана введена Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования".

При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" утвержденная до введения в действие Кодекса градостроительная документация, являющаяся наряду с землеустроительной документацией одним из документов - оснований для установления границ населенных пунктов, действует в части, не противоречащей Кодексу.

Таким образом, границы населенных пунктов сельского поселения, установленные в рамках генеральных планов поселений до принятия решения в соответствии с частью 6 статьи 18 Кодекса, являются действующими.

Применительно к случаю отказа представительным органом местного самоуправления разработки генерального плана одновременно принимается решение о подготовке правил землепользования и застройки.

Следует отметить, что границы населенных пунктов, входящих в состав поселения в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 Кодекса). Кроме того, границы территориальных зон, также отображаемых на карте градостроительного зонирования, могут устанавливаться, в том числе по границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований (пункт 4 части 2 статьи 34 Кодекса).

Учитывая изложенное, положения Кодекса содержат альтернативу возможности внесения сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН в случае принятия решения, предусмотренного частью 6 статьи 18 Кодекса.

В этой связи, по мнению Минэкономразвития России, внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации не требуется.

Дополнительно отмечаем, что ранее во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 г. N 31 (раздел XIV) о проведении анализа документов территориального планирования и градостроительного зонирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Минэкономразвития России направило в Правительство Российской Федерации предложения по их систематизации и оптимизации.

В частности, Минэкономразвития России было предложено упразднить нормы Кодекса, обязывающие представительные органы местного самоуправления осуществлять подготовку генеральных планов сельских поселений. Предлагается в целях оптимизации и повышения качества документов территориального планирования на местном уровне предусмотреть в Кодексе возможность подготовки единой схемы территориального планирования муниципального района и входящих в него сельских поселений.

С.С.ГАЛКИН