3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Дежурный стрелочного поста должен выполнять работу, входящую в его обязанности и порученную дежурным по железнодорожной станции (руководителем смены, начальником железнодорожной станции или его заместителем) в рамках должностных обязанностей.

3.2. До начала технологического перерыва в работе дежурный стрелочного поста должен докладывать непосредственному руководителю (руководителю смены) о своем местонахождении и по его окончании - о готовности приступить к работе.

3.3. Перед выходом на железнодорожные пути дежурный стрелочного поста должен:

согласовать действия с дежурным по железнодорожной станции или с работником, определенным технологическим процессом работы железнодорожной станции;

сконцентрировать свое внимание на личной безопасности при работе.

3.4. При нахождении на железнодорожных путях станции дежурный стрелочного поста обязан:

следовать по установленным маршрутам служебного и технологического прохода;

соблюдать установленные требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

соблюдать меры предосторожности при нахождении в зоне негабаритных (опасных) мест на станционных путях (обозначенных предупреждающими знаками "Осторожно! Негабаритное место" и типовой окраской в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины под углом 45 градусов);

в темное время суток или в условиях плохой видимости использовать ручной фонарь.

3.5. При производстве маневров дежурный стрелочного поста обязан внимательно следить за передвижениями маневрового состава. Пользуясь информацией, передаваемой дежурным по железнодорожной станции и составителем поездов (кондуктором грузовых поездов), своевременно выполнять задания по организации маневровой работы и заблаговременно (до начала движения подвижного состава) перемещаться в безопасное место. Четко и своевременно передавать машинисту локомотива и составителю поездов (кондуктору грузовых поездов) необходимые сигналы и сообщения по ходу производства маневровой работы.

3.6. Очистка нецентрализованных стрелочных переводов дежурным стрелочного поста должна производиться с разрешения дежурного по железнодорожной станции (распорядителя маневров), который должен быть поставлен в известность о начале и об окончании таких работ, с соблюдением мер безопасности при проведении данных работ.

Во время очистки стрелочного перевода необходимо располагаться лицом в сторону ожидаемого приближения железнодорожного подвижного состава и проводить работы с особой осторожностью.

При очистке нецентрализованного стрелочного перевода запрещается пользоваться неисправным инструментом и работать без рукавиц (перчаток).

3.7. При переводе нецентрализованных стрелок запрещается оставлять рычаг переводного механизма в вертикальном или не доведенном до конца положении, придерживать ногой стрелочный противовес (балансир).

При переводе нецентрализованных стрелочных переводов дежурный стрелочного поста должен располагаться в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи (за исключением запирания стрелки на закладку).

После перевода стрелки, перед началом маневрового передвижения дежурный стрелочного поста должен заблаговременно отойти в безопасное место на обочину пути или междупутье.

3.8. Закрепление вагонов на железнодорожных путях дежурный стрелочного поста должен производить с соблюдением мер безопасности после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков (упоров тормозных стационарных).

Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, необходимо на специальных стеллажах (в ящиках, служебных помещениях, тумбочках), не допуская их разбрасывания на междупутьях и железнодорожных путях.

3.9. При закреплении стоящего подвижного состава тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках (рукавицах).

Изъятие тормозных башмаков производить специальным крючком или рукой, предварительно надев перчатки (рукавицы), держась за рукоятку тормозного башмака.

Дежурному стрелочного поста запрещается:

устанавливать тормозной башмак под движущийся подвижной состав;

при укладке тормозного башмака заходить в колею железнодорожного пути;

при закреплении подвижного состава подкладывать под колеса посторонние предметы вместо тормозных башмаков, использовать неисправные тормозные башмаки.

3.10. При закреплении подвижного состава с накатом колеса на тормозной башмак дежурный стрелочного поста должен:

уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту локомотива на движение;

отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.

3.11. При закреплении вагонов с запиранием тормозных башмаков специальными скобами дежурный стрелочного поста должен производить установку скоб на тормозные башмаки после закрепления подвижного состава и отцепки локомотива от состава. Снятие специальных скоб с тормозных башмаков производится до объединения локомотива с вагонами.

Запрещается:

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

устанавливать и снимать специальные скобы, не убедившись в полной остановке подвижного состава;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

находиться между головкой тормозного башмака и откатившимся колесом вагона, внутри колеи при использовании ключа для обслуживания винтового механизма;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

использовать скобы, имеющие внешние визуальные признаки неисправности, не позволяющие обеспечить надежную фиксацию тормозного башмака к рельсу;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

использовать неисправный ключ для обслуживания винтового механизма.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.12. В случае нарушения работы радиосвязи (отсутствие ответа дежурного по железнодорожной станции) дежурный стрелочного поста должен принять меры к прекращению работы, связаться с дежурным по железнодорожной станции через другого работника, свободного от выполнения технологических операций, и доложить об отсутствии связи. Согласовать порядок дальнейшей работы, замены радиостанции (при возможности).

3.13. В зимний период времени дежурный стрелочного поста должен очищать закрепленную за ним территорию возле служебного помещения от снега и льда, а также производить посыпку песком при перерыве в работе и отсутствии производства маневровой работы в данном районе железнодорожной станции, предварительно согласовав данную работу с руководителем смены.

3.14. При проведении работ вблизи находящихся на железнодорожных путях охраняемых воинских эшелонов необходимо:

выполнять все команды караульного, назвать фамилию и должность;

предъявить удостоверение, в темное время суток дать возможность караульному осветить лицо для сверки личности с фотографией на удостоверении;

после разрешения караульного продолжить работу с составом в сопровождении (по согласованию) караульного.

Запрещается:

подходить к караульному или убегать от него;

приступать к работам без разрешения караульного;

осуществлять действия, провоцирующие применение караульным огнестрельного оружия.

3.15. При обнаружении на территории станции безнадзорной собаки необходимо находиться от нее на безопасном расстоянии, не подавать ей команд, вести себя спокойно, не делать резких движений, сообщить руководителю смены железнодорожной станции.