1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для дежурного стрелочного поста железнодорожной станции ОАО "РЖД" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Правилами по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта, Правилами по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО РЖД", Правилами по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении должностных обязанностей дежурным стрелочного поста железнодорожной станции (далее - дежурный стрелочного поста).

На основе настоящей Инструкции в соответствии с Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда в структурных подразделениях организуется разработка и утверждение инструкции по охране труда для дежурного стрелочного поста с учетом местных условий железнодорожной станции и возложенных должностных обязанностей.

1.2. К самостоятельной работе по профессии дежурный стрелочного поста допускаются лица не моложе восемнадцати лет, имеющие профессиональное обучение по профессии дежурный стрелочного поста, прошедшие в соответствии с установленным порядком:

в случаях предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования (при необходимости), а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями, и не имеющие медицинских противопоказаний;

обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (при необходимости), инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда;

инструктажи по пожарной безопасности.

(п. 1.2 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Дежурный стрелочного поста, совмещающий профессии (должности), должен пройти обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда в полном объеме как по основной, так и по совмещаемой профессии (должности).

(п. 1.3 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. Дежурный стрелочного поста обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в структурном подразделении, и установленный режим труда и отдыха, знать свои права, обязанности и нести ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Не допускается исполнение дежурным стрелочного поста трудовых обязанностей и нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Работник, появившийся на рабочем месте в указанном состоянии, отстраняется от работы (не допускается к работе) в установленном порядке.

1.5. Дежурный стрелочного поста должен знать в объеме должностных обязанностей:

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

нормативные документы ОАО "РЖД", приказы, распоряжения и иные распорядительные документы Центральной дирекции управления движением, дирекции управления движением, структурного подразделения;

правила внутреннего трудового распорядка;

техническо-распорядительный акт железнодорожной станции (далее - ТРА), технологический процесс (технологическую карту) работы железнодорожной станции;

инструкции и другие нормативные документы, устанавливающие должностные обязанности дежурного стрелочного поста;

требования охраны труда (в том числе настоящей Инструкции), производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности, электробезопасности;

безопасные приемы выполнения работ, в том числе правила безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, и меры по защите от их воздействия;

схему маршрута служебного прохода, перечень зон ограниченной видимости обслуживаемого района, негабаритных и опасных мест на территории железнодорожной станции;

порядок извещения руководителей обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

знаки, видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, а также порядок ограждения возникшего на железнодорожном пути препятствия для движения;

расположение обслуживаемых станционных путей, служебных помещений и других рабочих мест;

порядок действий при возникновении любой аварийной ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, несчастном случае, происшедшем на производстве;

способы и незамедлительные меры по оказанию первой помощи пострадавшему;

места расположения первичных средств пожаротушения, хранения аптечки для оказания первой помощи.

1.6. Дежурный стрелочного поста должен:

соблюдать требования, установленные ТРА, технологическим процессом (технологической картой) работы железнодорожной станции, настоящей Инструкцией, руководствами (инструкциями) по эксплуатации, требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях, безопасные приемы при выполнении работ;

абзац исключен с 1 марта 2022 года. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 03.02.2022 N 214/р;

(см. текст в предыдущей редакции)

следить за исправным состоянием и чистотой радиостанции, сигнальных принадлежностей (сигнальные флажки, ручной сигнальный фонарь и сигнальный свисток), инструмента, спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты и правильно их применять;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 03.02.2022 N 214/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, видимых и звуковых сигналов;

быть предельно внимательным в местах движения железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;

абзац исключен с 1 марта 2022 года. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 03.02.2022 N 214/р;

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать требования пожарной безопасности, электробезопасности, обладать навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

выполнять обязанности работника в области охраны труда, установленные статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе:

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 03.02.2022 N 214/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать требования охраны труда;

лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 03.02.2022 N 214/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажи по охране труда, стажировку (для определенных категорий персонала) на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 03.02.2022 N 214/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы четырнадцатый - пятнадцатый исключены с 1 марта 2022 года. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 03.02.2022 N 214/р.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.7. Во время работы на работника могут воздействовать следующие основные опасные (воздействие которых может создать угрозу жизни работника или риск развития острого профессионального заболевания) и вредные (воздействие которых может привести к профессиональному заболеванию работника) факторы, которые подразделяются на факторы производственной среды и факторы производственного процесса и определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда:

1) при нахождении на железнодорожных путях (в зависимости от местных условий):

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования (жидкости) и воздуха рабочей зоны;

вредные химические вещества в воздухе и на поверхности (при розливе, течи груза) рабочей зоны;

воздействие на кожные покровы смазочных масел;

воздействия пыли на глаза и кожные покровы;

аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;

прямое воздействие солнечных лучей;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

высокая влажность окружающей среды, в рабочей зоне, в том числе связанная с климатом (воздействие влажности в виде тумана, росы, атмосферных осадков, конденсата, струй и капель жидкости), или пониженная влажность;

высокая или низкая скорость движения воздуха, в том числе связанная с климатом;

повышенный уровень шума и другие неблагоприятные характеристики шума;

воздействие общей вибрации (колебания всего тела, передающиеся с рабочего места);

воздействие световой среды (недостаточная освещенность рабочей зоны, повышенная яркость света и т.д.);

2) психофизиологическое воздействие на организм работника:

физические перегрузки при чрезмерных физических усилиях при подъеме предметов и деталей, при перемещении предметов и деталей, при стереотипных рабочих движениях и при статических нагрузках, при неудобной рабочей позе, в том числе при наклонах корпуса тела работника более чем на 30°;

монотонность труда при выполнении однообразных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорных нагрузок;

напряженный психологический климат в коллективе, стрессовые ситуации, в том числе вследствие выполнения работ вне места постоянного проживания и отсутствия иных внешних контактов.

Во время работы на работника могут воздействовать следующие профессиональные риски и опасности (воздействие которых может привести к причинению вреда здоровью и травмам):

1) при выполнении технологических операций:

транспортное средство, в том числе погрузчик (движущиеся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, участвующие в технологических процессах (операциях);

подвижные части машин и механизмов, технологического оборудования (движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);

перепад высот, отсутствие ограждения на высоте свыше 5 м (расположение рабочих мест на высоте относительно поверхности земли (пола), которое может вызвать падение работника с высоты (при выполнении данного вида работы), падающие с высоты и разлетающиеся предметы и инструмент;

неприменение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) или применение поврежденных СИЗ, не сертифицированных СИЗ, не соответствующих размерам СИЗ, СИЗ, не соответствующих выявленным опасностям, составу или уровню воздействия вредных факторов;

скользкие, обледенелые, зажиренные, мокрые опорные поверхности, образованные льдом и снегом скользкие поверхности и покрытия, особенно на высоте;

груз, инструмент или предмет, эксплуатируемый, перемещаемый или поднимаемый, в том числе на высоту (острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях деталей, инструментов и оборудования);

препятствия для движения при перемещении в рабочей зоне (в том числе негабаритные, опасные места);

малозаметные препятствия;

насилие от враждебно-настроенных работников/третьих лиц;

дикие или безнадзорные животные, пресмыкающиеся;

наличие на рабочем месте паукообразных и насекомых, включая кровососущих;

воздействие растений (воздействие пыльцы, фитонцидов, ожог выделяемыми растениями веществами) и грибов;

новые, непривычные виды труда, связанные с отсутствием информации, умений для выполнения новых видов работы;

организационные недостатки (отсутствие инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций, аптечки первой помощи, инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств связи, информации (схемы, знаков, разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии и т.д.);

недостаточные для выполнения работы: образование, профессиональная подготовка, квалификация, стаж, опыт;

несоответствие действий трудовым обязанностям и должностным инструкциям, нарушения требований охраны труда и пожарной безопасности;

2) при возникновении нестандартной и (или) аварийной ситуации:

естественные природные подземные толчки и колебания земной поверхности, наводнения, пожары, лавины, сели;

обрушение наземных конструкций;

воздействие порывов ветра, вызывающее смещение, раскачивание, свободное вращение оборудования и его элементов, падение (разрушение) зданий, сооружений, оборудования и его элементов;

неустойчивость людей и оборудования, вызванная порывами ветра при работе на высоте;

удары молнии, способные привести к разрушению объектов, повреждению машин и оборудования, травмированию людей;

электрический ток;

шаговое напряжение;

взрыв;

пожар, задымление.

В инструкции по охране труда для работника, разработанной на железнодорожной станции, должны быть приведены конкретные перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей, составленные в соответствии с Реестром опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников Центральной дирекции управления движением в процессе работы, и профессиональных рисков.

(п. 1.7 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 13.03.2023 N 566/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.8. Дежурный стрелочного поста обеспечивается руководителем структурного подразделения сертифицированными спецодеждой, спецобувью, другими СИЗ в соответствии с локальным нормативным актом структурного подразделения, разработанным на основании Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и иных средств индивидуальной защиты для работников ОАО "РЖД" с учетом местных условий, результатов специальной оценки условий труда, идентификации опасностей, возможных профессиональных рисков, характерных для рабочего места, в том числе:

Одежда специальная защитная

Костюм сигнальный, повышенной видимости для защиты от механических воздействий (истирания) (куртка, футболка (фуфайка), брюки или полукомбинезон)

1 шт. на год

Жилет сигнальный повышенной видимости 2 класса защиты

2 шт. на год

Плащ для защиты от воды по классам защиты

1 шт. на 3 года

или

Куртка для защиты от воды, по классам защиты

Средства защиты ног

Обувь специальная для защиты от механических воздействий (ударов), нефти и (или) нефтепродуктов, скольжения (полуботинки или ботинки или полусапоги или сапоги)

1 пара на год

Обувь специальная резиновая или из полимерных материалов для защиты от механических воздействий (ударов), скольжения, воды, нефти и (или) нефтепродуктов и жиров (сапоги или полусапоги)

1 пара на год

Средства защиты рук

Перчатки для защиты от механических воздействий (истирания)

12 пар на год

Средства защиты головы

Головной убор для защиты от общих производственных загрязнений

1 шт. на год

Опасности, связанные с воздействием растворов кислот, щелочей, смазочно-охлаждающих жидкостей на водной основе, щелочемасляных эмульсий, дополнительно:

Одежда специальная защитная

Халат или фартук для защиты от растворов кислот

1 шт. на год

или

Халат или фартук для защиты от щелочей

1 шт. на год

Средства защиты ног

Обувь специальная резиновая или из полимерных материалов для защиты от механических воздействий (ударов), скольжения, воды, нефти и (или) нефтепродуктов и жиров, кислот (сапоги или полусапоги)

1 пара на год

или

Обувь специальная резиновая или из полимерных материалов для защиты от механических воздействий (ударов), скольжения, воды, нефти и (или) нефтепродуктов и жиров, щелочей (сапоги или полусапоги)

1 пара на год

Средства защиты рук

Нарукавники

12 пар на год

Опасности, связанные с воздействием высокой влажности окружающей среды в рабочей зоне, в том числе, связанная с климатом, дополнительно:

Средства защиты ног

Обувь специальная резиновая или из полимерных материалов для защиты от механических воздействий (ударов), скольжения, воды, нефти и (или) нефтепродуктов и жиров (сапоги или полусапоги)

1 пара на год

Опасность воздействия биологического фактора, наличие на рабочем месте паукообразных и кровососущих насекомых, способных являться переносчиками тяжелых инфекций, дополнительно:

Одежда специальная защитная

Костюм для защиты от механических воздействий (истирания), вредных биологических факторов паукообразных (клещей) и насекомых (куртка, брюки)

1 шт. на год

Средства защиты головы

Головной убор (накомарник или сетка наголовная) для защиты от вредных биологических факторов (кровососущих насекомых)

1 шт. на год

Средства защиты ног

Обувь специальная для защиты от механических воздействий (ударов), нефти и (или) нефтепродуктов, скольжения, вредных биологических факторов (насекомых и паукообразных (клещей)) (полусапоги или сапоги)

1 пара на год

Опасности, связанные с воздействием низкой температуры окружающей среды в рабочей зоне, в том числе, связанные с климатом, дополнительно:

Одежда специальная защитная

Костюм/комплект сигнальный, повышенной видимости для защиты от механических воздействий (истирания), общих производственных загрязнений, пониженных температур (в том числе отдельными предметами: куртка, брюки, полукомбинезон, жилет) по классам защиты

по климатическим поясам

Средства защиты ног

Обувь специальная для защиты от механических воздействий (ударов), нефти и (или) нефтепродуктов, скольжения, пониженных температур (ботинки или полусапоги или сапоги)

по климатическим поясам

Средства защиты рук

Перчатки или рукавицы для защиты от пониженных температур, механических воздействий (истирания), по климатическим поясам

4 пары на год

Средства защиты головы

Головной убор для защиты от пониженных температур, по климатическим поясам

1 шт. на год.

Дежурному стрелочного поста выдаются (при необходимости) смывающие и обезвреживающие средства для рук в соответствии с локальным нормативным актом структурного подразделения, разработанным на основании Норм бесплатной выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств для работников ОАО "РЖД", о правилах применения которых он должен быть проинформирован.

(п. 1.8 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.9. Средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), выдаваемые дежурному стрелочного поста, должны соответствовать полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой им работы.

1.10. Личную одежду и рабочую спецодежду и спецобувь следует хранить раздельно в гардеробных шкафах.

(п. 1.10 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 03.02.2022 N 214/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.11. Дежурному стрелочного поста запрещается выполнять работы на железнодорожных путях без применения полного комплекта СИЗ согласно погодным условиям, а также в неисправных и загрязненных СИЗ. О выходе из строя (неисправности) СИЗ, он должен поставить в известность руководителя смены железнодорожной станции (начальника железнодорожной станции, его заместителя или главного инженера железнодорожной станции) для их замены.

Во время выполнения работ на железнодорожных путях дежурный стрелочного поста обязан носить сигнальный жилет оранжевого цвета с полосами из световозвращающего материала с трафаретами со стороны спины "ДС", указывающими принадлежность к подразделению, а на груди, в верхней части "Д" - к дирекции (далее - сигнальный жилет). Головной убор при работе не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов.

1.12. Дежурный стрелочного поста должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

курить в специально отведенных для этой цели местах (определенных локальным нормативным актом по подразделению), имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами (ящиками с песком);

эксплуатировать электробытовое оборудование, разрешенное руководителем структурного подразделения, в соответствии с инструкцией (паспортом) по его эксплуатации;

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

знать порядок действий в случае включения средств оповещения, а также в случае ошибочного или ложного (случайного) срабатывания установки пожарной автоматики (при наличии);

знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

обо всех неисправностях бытовых электроприборов сообщать руководителю смены.

1.13. Дежурному стрелочного поста запрещается:

пользоваться самодельными, неисправными (с незакрепленными и оголенными проводами, с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией электропроводкой) бытовыми электроприборами, выключателями, рубильниками, штепсельными розетками и другим электрооборудованием, производить их ремонт;

пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электроприборами, не имеющими устройств защиты, без подставок из негорючих материалов;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в служебных помещениях;

загромождать эвакуационные пути к выходам;

подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющейся и горючей жидкостью;

пользоваться открытым огнем в местах погрузочно-разгрузочных работ с пожаровзрывоопасными и пожароопасными веществами и материалами.

1.14. В процессе работы дежурный стрелочного поста должен соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования и нормы, в том числе при хранении и приеме пищи. Принимать пищу следует в технологических перерывах (обеденных перерывах - при установлении Правилами внутреннего трудового распорядка) в специально отведенных для этого комнатах (местах), имеющих соответствующее оборудование. Перед едой требуется тщательно вымыть руки водой с мылом.

Дежурному стрелочного поста следует пить кипяченую воду, хранящуюся в специальных закрытых бачках (емкостях), защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование бутилированной воды или некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии у начальника железнодорожной станции разрешения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.15. При нахождении на железнодорожных путях дежурный стрелочного поста обязан:

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.03.2023 N 566/р в абз. 2 п. 1.15 внесены изменения.

во время прохода по территории железнодорожной станции проявлять бдительность, слушать объявления по двусторонней парковой связи и сигналы оповещения, быть внимательным (особенно при движении подвижного состава) на железнодорожных путях при выполнении должностных обязанностей;

проходить по специально установленным маршрутам служебного и технологического проходов;

выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, пассажирские платформы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, опоры средств связи и энергетики, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест указывается в приложении к инструкции по охране труда для дежурного стрелочного поста, разработанной на железнодорожной станции, инструкциях о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования организации (линейного предприятия);

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

при проходе вдоль железнодорожных путей идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, проволока и другие предметы);

при проходе по пассажирской платформе не заходить за границу у края платформы (ограничительную линию), соблюдать осторожность при спуске и подъеме в торцевом конце платформы;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны заблаговременно отойти с железнодорожных путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного железнодорожного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;

при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска поезда со скоростью движения свыше 140 км/ч, после сообщения о проходе поезда не позднее, чем за 10 минут, работнику необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд;

в случае прохода вдоль железнодорожных путей на территории железнодорожной станции при движении подвижного состава по смежному железнодорожному пути необходимо остановиться, повернуться лицом навстречу приближающемуся подвижному составу, отойти на середину широкого междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (на корточки) или лечь на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом к оси пути, предварительно остановившись и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на рельсы, концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 16.04.2024 N 962/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;

подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);

прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м, посередине разрыва;

следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелок и предупреждениями, передаваемыми по двусторонней парковой связи (радиосвязи) о следовании поездов и маневровых передвижениях подвижного состава;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 13.03.2023 N 566/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

быть внимательным и осторожным при нахождении на путях, особенно при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах, сильном шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов.

При нахождении работников в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" и дополнительные меры безопасности, установленные локальными документами.

1.16. При нахождении на железнодорожных путях дежурному стрелочного поста запрещается:

подниматься на подножки вагонов (переходные площадки), площадки локомотивов или другого подвижного состава и сходить с них во время движения;

пролезать (подлезать) под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;

заходить в межвагонное пространство;

переходить (перебегать) железнодорожные пути:

перед движущимся железнодорожным подвижным составом,

сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;

становиться или садиться на рельсы и концы шпал, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители, тормозные упоры и другие напольные и наземные устройства;

находиться в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, ставить ногу между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;

при пропуске подвижного состава находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и/или знаком, обозначающим негабаритное место, в габарите подвижного состава;

при выполнении работ, проходе по территории железнодорожной станции пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио и видео - плеерами, наушниками и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

1.17. Пользоваться мобильным телефоном разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:

предотвращением террористических и противоправных действий;

пожарами и взрывами на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД";

несчастными случаями, произошедшими с работником и/или гражданами.

В указанных случаях переговоры по мобильному телефону допускаются только при нахождении работника на расстоянии не менее 4 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/час и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.

1.18. При выходе на железнодорожный путь из помещений, из-за подвижного состава, зданий, строений и сооружений, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути дежурному стрелочного поста требуется:

предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода;

в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте, дождаться установления видимости окружающих предметов и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенностью - пользоваться ручным фонарем;

при приближении подвижного состава - остановиться в безопасном месте, пропустить его, убедиться в отсутствии движения подвижного состава по смежному пути и далее продолжить движение.

1.19. В холодный период года до выхода на открытый воздух (при сильных морозах) дежурному стрелочного поста требуется смазать открытые участки тела специальной мазью или кремом от обморожения, использовать рукавицы (перчатки) утепленные. Спецобувь не должна стеснять стопы ног. При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту, оборудованию).

Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе при низких температурах дежурный стрелочного поста должен пользоваться теплозащитной спецодеждой и спецобувью, использовать предоставляемые специальные кратковременные перерывы на обогрев, длительность которых определена Правилами внутреннего трудового распорядка или локальным нормативным актом структурного подразделения.

1.20. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях дежурный стрелочного поста должен соблюдать следующие требования безопасности:

не прикасаться к опорам контактной сети, не подниматься на крышу вагона, контейнера или локомотива, находящихся под контактным проводом и воздушными линиями электропередачи;

не приближаться самому или с помощью применяемых инструментов и приспособлений к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети (линии электропередачи) на расстояние ближе 2 м, а к оборванным проводам, касающимся земли - ближе 8 м;

не прикасаться к оборванным проводам контактной сети (линии электропередачи) и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

не наступать на провода и кабели.

1.21. При проходе по лестничным маршам дежурному стрелочного поста необходимо:

держаться за боковые перила (ограждения);

проявлять осторожность, не спешить;

смотреть под ноги;

ставить стопу на всю ширину ступени.

1.22. Дежурному стрелочного поста запрещается:

приступать к разовой работе (по заданию распорядителя работ, руководителя смены или железнодорожной станции), не связанной с прямыми обязанностями, без получения от начальника железнодорожной станции или его заместителя (руководителя смены) целевого инструктажа по охране труда о мерах безопасности при выполнении такой работы;

допускать нахождение в служебных помещениях посторонних лиц и посторонних предметов;

пользоваться в работе неисправным инвентарем;

хранить предметы и вещи на шкафах и на антресолях шкафов.

1.23. Дежурный стрелочного поста должен хранить применяемый в работе инвентарь, инструмент, оборудование в специально отведенных (определенных) местах.

1.24. При произошедшем несчастном случае на производстве работник должен незамедлительно:

сообщить дежурному по железнодорожной станции, руководителю смены (начальнику железнодорожной станции, его заместителю или главному инженеру железнодорожной станции);

по возможности оказать первую помощь пострадавшему (при отсутствии угрозы собственной жизни и здоровью);

по заданию дежурного по железнодорожной станции (руководителя смены):

принять меры (по возможности) к организации доставки пострадавшего в лечебное учреждение;

принять меры (по возможности) по сохранности до прибытия начальника железнодорожной станции, его заместителя или главного инженера железнодорожной станции обстановки, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает собственной жизни и здоровью, других работников и не ведет к опасным последствиям для природной среды, аварии или транспортному происшествию, а также возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, при невозможности сохранения обстановки - зафиксировать ее (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

при возможности принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

1.25. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", работник, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:

использовать выдаваемые ему дополнительные средства защиты в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, работник должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

1.26. При обнаружении нарушений требований охраны труда, настоящей Инструкции, о ситуациях, создающих опасность для жизни людей и окружающей среды или являющихся предпосылкой к транспортному происшествию, а также обо всех выявленных нарушениях по содержанию рабочего места, неисправности инструмента и приспособлений и недостатков по охране труда (при приеме смены и во время работы) работник должен немедленно сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции или руководителю смены (начальнику железнодорожной станции, его заместителю или главному инженеру железнодорожной станции), или работнику железнодорожной станции, определенному локальным нормативным актом структурного подразделения, для принятия мер и записи в ведомости несоответствий Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П) в установленном порядке, или самостоятельно оформить запись в ведомости несоответствий КСОТ-П. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья не приступать к выполнению работы до устранения нарушения.

1.27. Знание и соблюдение требований охраны труда являются должностной обязанностью дежурного стрелочного поста. За невыполнение требований охраны труда, пожарной, электрической безопасности, производственной санитарии и настоящей Инструкции дежурный стрелочного поста несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.