I. Основные вызовы и проблемы транспортной отрасли Российской Федерации

I. Основные вызовы и проблемы транспортной отрасли

Российской Федерации

Сегодня наблюдается активная цифровая трансформация транспортной отрасли - создается цифровая транспортная инфраструктура (например, интеллектуальные транспортные системы, цифровые решения для пассажирских и грузовых терминалов и др.), происходит цифровизация транспортных средств (тестирование беспилотных ТС, развитие мониторинга и предиктивных обслуживания и ремонта ТС и др.), разрабатываются цифровые транспортные сервисы (напр., решения "мобильность как сервис" (MaaS)) и т.д. Однако данные инициативы реализуются на уровне передовых компаний транспортной отрасли/отдельных регионов Российской Федерации, наблюдается низкий уровень интеграции цифровых решений/ИТ-систем и контроль цифровой трансформации (цифровизации) на федеральном уровне.

В настоящий момент перед транспортной отраслью Российской Федерации стоит ряд вызовов:

- Высокая аварийность ввиду человеческого фактора;

- Неэффективность перевозочного процесса традиционными видами транспорта;

- Низкая мобильность населения;

- Высокая доля "серых" перевозок при оплате проезда наличными;

- Низкий уровень использования транзитного потенциала Российской Федерации;

- Низкая привлекательность транспортных коридоров Российской Федерации ввиду высокой транзакционной нагрузки (бумажные документы, контрольные процедуры, посредники);

- Отсутствие возможности оперативного управления транспортным комплексом из единого центра в зависимости от ситуации;

- Низкая информированность и скоординированность действий федеральных, региональных и местных органов власти, субъектов транспортной деятельности по вопросам обеспечения безопасности на транспорте (включая транспортную безопасность, кибербезопасность);

- Отсутствие возможности мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла.

Цифровая трансформация (цифровизация) транспортной отрасли может помочь преодолеть перечисленные вызовы. Однако существующая структура цифровых решений/ИТ-систем транспортной отрасли обладает рядом проблем (недостатков):

- Отсутствие стратегии развития инновационных видов транспорта (беспилотные автомобили (ВАТС), автономные морские и речные суда, беспилотные воздушные суда и др.) на федеральном уровне, включающей вопросы изменения нормативно-правового регулирования, разработки и тестирования беспилотных ТС, создания инфраструктуры для безопасной эксплуатации беспилотных ТС, разработки организационной модели (оператор инфраструктуры, центры управления трафиком и др.) и т.д.

- Отсутствие интегрированного цифрового решения для мобильности пассажиров внутри регионов/по всей Российской Федерации - сервиса построения оптимального маршрута поездки и применения единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости;

- Отсутствие интегрированного цифрового решения для осуществления электронного документооборота при грузовых перевозках (в т.ч. международных) - системы сквозного обмена электронными перевозочными документами, в том числе на межгосударственном уровне, а также экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС;

- Отсутствие цифрового инструмента контроля всей транспортной системы Российской Федерации из единого федерального центра - ситуационно-информационного центра Минтранса России и системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта и "big data";

- Отсутствие единого решения для обеспечения информационной безопасности на транспорте - единой защищенной цифровой среды оперативного взаимодействия;

- Отсутствие цифрового инструмента контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры (существующих и строящихся), включая предиктивную аналитику необходимости обслуживания и ремонта.