Практика Европейского Суда по правам человека в отношении третьих государств

Практика Европейского Суда по правам человека в отношении

третьих государств

[О]бязательство государства регулировать ту или иную сферу должно пониматься в более широком смысле, включая обязанность обеспечивать эффективное функционирование этой регулятивной базы. Таким образом, регулятивные обязанности включают в себя необходимые меры по обеспечению реализации норм, включая надзор и исполнение (пункт 189 постановления Большой Палаты от 19 декабря 2017 года по делу "Лопеш де Соуза Фернандеш (Lopes de Sousa Fernandes) против Португалии") <12>.

--------------------------------

<12> Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Специальный выпуск N 6(18)/2018. Под ред. Ю.Ю. Берестнева, пер. с англ. яз. ООО "Развитие правовых систем".

Европейский Суд проводит различие между требованием качества закона с точки зрения статей 3, 5 и 8 Конвенции в делах, затрагивающих негативный аспект соответствующего права, и в делах, касающихся обязанности создания нормативной базы для защиты лица от причинения ему вреда третьими лицами или им самому себе. Требование качества закона, предусмотренное в пункте 1 статьи 5 Конвенции, предполагает, что, если законодательство страны разрешает лишение свободы, то это законодательство должно быть достаточно доступным, точным и предсказуемым в его применении с тем, чтобы исключить любой риск произвола.... Поскольку цель требования о создании соответствующей нормативной базы по статье 2 Конвенции заключается в ином, а именно - в предоставлении необходимых средств для защиты жизни пациента, то отсутствие письменных правил об использовании мер принуждения не является определяющим для его эффективности и само по себе не означает, что было допущено нарушение статьи 2 Конвенции (пункт 119 постановления Большой Палаты Европейского Суда по правам человека от 31 января 2019 года по делу "Фернандеш де Оливейра (Fernandes de Oliveira) против Португалии").