1.9.14. Параметры маршрута нормативные и рекомендованные

1.9.14.1. К нормативному параметру спортивного туристского маршрута, определяющему категорию сложности маршрута, относится протяженность активной части маршрута, к рекомендованному параметру маршрута - продолжительность активной части маршрута.

В некоторых видах туризма (спортивных дисциплинах) к нормативным параметрам туристского маршрута относится также набор препятствий (факторов) маршрута.

1.9.14.2. Протяженность активной части маршрута (далее также - протяженность маршрута) - протяженность в километрах нитки маршрута, планируемого для прохождения или уже пройденного пешком или иным способом, с использованием средств передвижения, характерных для вида туризма (спортивной дисциплины). Вычисленное значение протяженности маршрута округляется до целого числа километров в большую сторону.

1.9.14.3. Протяженность маршрута измеряется по топографической карте масштаба 1:100000 вручную измерительным инструментом, или с помощью общедоступного программного продукта, или интернет-ресурса, предназначенного для работы с картографическим материалом и данными спутниковой съемки. Для сильнопересеченной местности (многочисленные перепады высот: подъемы и спуски; элементы рельефа, затрудняющие прямолинейное движение) полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Повторное прохождение участка местности на одном спортивном маршруте при определении протяженности этого маршрута не учитывается.

1.9.14.4. Для отнесения маршрута к той или иной категории (степени) сложности протяженность активной части маршрута должна соответствовать или быть выше нормативной протяженности, указанной в таблице 2.1таблице 2.2) для соответствующей категории (степени) сложности.

1.9.14.5. Для всех маршрутов, кроме водных, комбинированных и конных, при превышении количества ОП или при превышении значения параметра, учитывающего наличие категорированных препятствий на маршруте, по отношению к значениям, указанным в таблице 2.1, и (или) при наличии дополнительных факторов маршрута допускается снижение требования к протяженности маршрута по сравнению с нормативной, но не более чем на 25%, в зависимости от величины превышения количества ОП и наличия дополнительных факторов.

1.9.14.6. Продолжительность активной части маршрута (далее также - продолжительность маршрута), приведенная в таблице 2.1 и в таблице 2.2, определяет число календарных дней, необходимых для прохождения эталонного маршрута спортивной туристской группой со средним уровнем подготовки. Значения продолжительности являются рекомендуемыми.

Для выполнения спортивными туристскими группами требований безопасного прохождения маршрута сокращение продолжительности прохождения эталонных маршрутов 1 - 6 к.с. не должно превышать числа дней, приведенного в сноске 1 к таблице 2.1. При этом сокращение продолжительности водной части водного маршрута допускается только при условии наличия у спортсменов группы опыта прохождения водных маршрутов (у руководителя - опыта руководства) той же к.с., что и у данного маршрута. Сокращение продолжительности прохождения эталонных маршрутов 1 - 3 ст.с. не должно превышать 2-х дней от рекомендованной в таблице 2.2.

Продолжительность прохождения конкретного маршрута может быть больше рекомендованной за счет увеличения протяженности маршрута по сравнению с нормативной или за счет увеличения количества препятствий (факторов) различных к.т. в сравнении с минимально необходимым набором препятствий (факторов) для соответствующей к.с. маршрута, а также за счет возникновения различных возможных ситуаций на маршруте, ухудшения климатических или погодных условий в районе маршрута и пр.

1.9.15. Наиболее распространенными категорированными препятствиями, характерными для туристских маршрутов разных видов туризма (спортивных дисциплин), являются:

- для горных маршрутов: перевалы, вершины, траверсы вершинных гребней и горных хребтов;

- для водных маршрутов: речные перекаты, шиверы, пороги и каскады порогов, водопады;

- для парусных маршрутов - протяженные открытые участки, на которых подход к берегу или укрытию невозможен, участки, прохождение которых требует большой удаленности судна от ближайшего укрытия (стоянки), в сочетании с географическими, климатическими и ветро-волновыми особенностями района плавания (течения, сулои, температурный режим воздуха и воды, наличие ледовых полей, повторяемость шквалов и штормов, высота волны);

- для спелеомаршрутов: пещеры или участки пещеры - колодцы, локальные узости, водные преграды - сифоны и другие препятствия;

- для пешеходных маршрутов: локальные препятствия - водные переправы, каньоны, перевалы, вершины, траверсы хребтов; протяженные препятствия - труднопроходимые участки растительности, россыпи камней, заболоченные участки, тундровые и песчаные пространства, заснеженные и ледовые участки;

- для лыжных туристских маршрутов: перевалы, вершины, траверсы хребтов, каньоны, ледопады - замерзшие водопады на руслах рек, наледи и участки припайного льда с трещинами, разводьями и полями торошения, труднопроходимые участки леса, тундры, открытые арктические пространства;

- для велосипедных маршрутов: протяженные препятствия - участки маршрута, характеризующиеся трудностью преодоления этих участков в зависимости от дорожного покрытия, перепада высоты, крутизны подъемов и спусков, требующей от участников спортивной туристской группы соответствующего уровня владения техникой передвижения на велосипеде, а длина участков - протяженность препятствий имеет граничные значения минимальное и максимальное; локальные препятствия, имеющие четкие границы и характеризующиеся отсутствием дороги или тропы, пригодной для передвижения на велосипеде, водные переправы, болота, непроезжее бездорожье и т.п.;

- для автомотомаршрутов: непродолжительные подъемы и спуски с различными величинами уклона, водные пространства, русла рек и речные броды, заболоченные участки, овраги и лесные завалы, траверсы склонов, протяженные участки дорог с различным типом покрытия и без покрытия, горные серпантины, заснеженные дороги общего пользования, лесные заснеженные дороги, протяженные участки снежной "целины" и песчаные пространства, требующие при их преодолении соответствующего уровня технического мастерства вождения транспортных средств и, как правило, использования специального снаряжения или оборудования.

1.9.16. Иные требования к планируемому и пройденному спортивному туристскому маршруту в разных видах туризма (спортивных дисциплинах) при его категорировании

1.9.16.1. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от нормативной для соответствующей категории (степени) сложности любого спортивного туристского маршрута, за исключением водных и спелео маршрутов, и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (например, для горных маршрутов - сквозное прохождение не менее одного препятствия наивысшей категории трудности для маршрута данной категории сложности).

1.9.16.2. Радиальным выходом считается небольшой, относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) - в одну сторону.

1.9.16.3. Маршруты должны быть, как правило, непрерывными и без пребывания в населенном пункте без необходимости более одного дня.

В отдельных случаях допускается использование транспортных средств или животных для перемещения спортивной туристской группы для связки частей маршрута: рек, пещер, горных массивов и т.п.

При оценке спортивными судьями прохождения участниками соревнований туристских маршрутов предпочтение отдается непрерывным маршрутам, пройденным автономно без использования поддержки транспортом, с преобладающим прохождением ОП в основном линейном участке маршрута, что отражается в оценке баллами в соответствии с методикой судейства.