ФИНАНСЫ

Суммы штрафов, уплачиваемых (взыскиваемых) в соответствии с международными договорами РФ, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

С 1 июля 2021 года Банк России возобновляет применение мер, предусмотренных статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, за отдельные нарушения, допущенные микрофинансовыми организациями и кредитными потребительскими кооперативами

(Информационное письмо Банка России от 30.09.2020 N ИН-06-59/140)

Установлены особенности осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг

Резиденты вправе осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории РФ в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.

Указанные ограничения приема электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.

Предусматривается предоставление налоговым органам отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. При этом резидент не обязан представлять в налоговый орган отчет по тому электронному средству платежа, которым резидент вправе распоряжаться, при условии, что общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", представляют указанные отчеты с подтверждающими документами также Банку России.

Требования к порядку осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, а также требования к порядку предоставления соответствующих отчетов о переводах денежных средств не применяются:

- к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты;

- к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней;

- к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 НК РФ, в случае признания их не являющимися налоговыми резидентами РФ в соответствующем налоговом периоде.

(Федеральный закон от 30.12.2020 N 499-ФЗ; Информация ФНС России)

Кредитные и страховые организации, а также НПФ обязаны определять контролирующих их лиц и представлять эту информацию в Банк России

При этом Банк России наделен следующими полномочиями:

- вести перечень контролирующих указанные организации лиц и размещать его на своем официальном сайте;

- принимать решение о признании лица контролирующим лицом в случае обоснованного предположения о соответствии такого лица установленным признакам (при этом лицо вправе обжаловать его включение в перечень);

- подавать в суд заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Также Банку России предоставляется право до момента подачи заявления в суд о привлечении к ответственности направить в суд заявление о применении предварительных обеспечительных мер.

Арбитражный суд при установлении Банком России отрицательной величины собственных средств (капитала) финансовой организации вправе принять предварительные обеспечительные меры, предусматривающие наложение ареста на денежные средства, ценные бумаги и недвижимое имущество контролирующих лиц.

Корреспондирующие изменения внесены в Закон о банкротстве. Например, предусмотрено, что рассмотрение судом дела об оспаривании включения лица в перечень контролирующих лиц кредитной или страховой организации, НПФ не препятствует принятию арбитражным судом заявления о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности, ответственности в форме возмещения убытков, возбуждению арбитражным судом производства и рассмотрению дела.

(Федеральный закон от 24.02.2021 N 23-ФЗ; Письма Банка России от 16.08.2021 N 14-26/9293 и от 23.09.2021 N 14-26/10523)

Установлены особенности выполнения оператором по переводу денежных средств процедур приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств на единый казначейский счет, содержащего уникальный идентификатор начисления (УИН)

При выполнении процедур приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств, содержащего УИН, оператор по переводу денежных средств проверяет корректность указания УИН посредством расчета контрольного разряда в соответствии с перечнем реквизитов перевода, установленным в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ.

(Приказ Минфина России от 16.04.2020 N 72н)

Изменяется форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленная Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460

В форму включены разделы для указания сведений о цифровых финансовых активах, цифровых правах, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте.

(Указ Президента РФ от 10.12.2020 N 778)

Банк России рекомендует кредиторам продолжать рассматривать возможность изменения условий ранее предоставленных кредитов (займов) в связи с введением ограничений, связанных с COVID-19

Рекомендации адресованы кредитным организациям, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам.

В частности, в период с 1 июля по 30 сентября 2021 года:

- при обращении заемщиков - физических лиц с заявлением об изменении условий договора кредита (займа) в связи со снижением доходов до уровня, не позволяющего исполнять их обязательства, или подтверждением наличия у заемщика или совместно проживающих с ним членов семьи COVID-19, кредиторам рекомендуется удовлетворять заявление и принимать решение об изменении условий договора с даты обращения заемщика на условиях, предусмотренных собственной программой реструктуризации кредитов (займов), при этом не начислять неустойку (штраф, пени);

- при обращении заемщиков - субъектов МСП с заявлением об изменении условий кредитного договора (договора займа) кредиторам рекомендуется удовлетворять заявление и принимать решение об изменении условий кредитного договора (договора займа) на условиях, предусмотренных собственной программой реструктуризации кредитов (займов), при этом не начислять неустойку (штраф, пени).

Аналогичный подход рекомендуется применять в случае обращения заемщиков, реструктуризация долга которых была проведена ранее.

Кроме того, Банк России рекомендует бюро кредитных историй и пользователям кредитных историй - займодавцам (кредиторам) не учитывать в моделях оценки вероятности дефолта заемщика, применяемых займодавцем (кредитором), и расчете индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории, применяемого бюро кредитных историй, в качестве фактора, ухудшающего кредитную историю заемщика, реструктуризацию, проведенную источником формирования кредитной истории в соответствии с приведенными рекомендациями.

(Информационное письмо Банка России от 29.06.2021 N ИН-06-59/44)

Урегулированы вопросы возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет

По общему правилу излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления администратором доходов бюджета, осуществляющим бюджетные полномочия по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законом.

Указанные положения не распространяются на платежи, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет в рамках исполнения денежных обязательств перед публично-правовыми образованиями осуществляется в соответствии с договорами и (или) гражданским законодательством РФ.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 244-ФЗ; Письмо Минфина России от 13.08.2021 N 23-01-06/65272)

По 31 декабря 2021 года вводится правило о зачислении в бюджеты субъектов РФ сумм штрафов за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности по нормативу 100%

Речь идет о суммах административных штрафов, установленных КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, если постановления о наложении штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

На указанные штрафы с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно не распространяется действие положений подпункта 1 пункта 1 статьи 46 БК РФ.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 247-ФЗ)