Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2023 года (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2023 N 842).

Приложение N 2

к федеральному государственному

образовательному стандарту среднего

профессионального образования

по специальности 20.02.05

Организация оперативного (экстренного)

реагирования в чрезвычайных ситуациях,

утвержденному приказом Министерства

просвещения Российской Федерации

от 21 апреля 2021 г. N 192

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 20.02.05 ОРГАНИЗАЦИЯ

ОПЕРАТИВНОГО (ЭКСТРЕННОГО) РЕАГИРОВАНИЯ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Основной вид деятельности

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Прием экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)

знать:

нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие прием и обработку экстренных вызовов в центре приема и обработки экстренных вызовов (далее - ЦОВ);

формализованные классификаторы, применяемые в рамках приема и обработки экстренных вызовов в ЦОВ;

основные сведения о транспортной инфраструктуре в зоне обслуживания ЦОВ;

основные географические названия в зоне обслуживания ЦОВ;

административно-территориальное деление Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и в зоне обслуживания ЦОВ;

названия и расположение основных мест массового пребывания людей, зон отдыха, водных объектов, опасных производственных объектов, расположенных в зоне обслуживания ЦОВ;

правила русской письменной и устной речи;

основы паралингвистики;

основы психологии детского возраста, психологии лиц старшего возраста и маломобильных групп граждан;

основные психологические состояния пострадавших и потерпевших; психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных происшествиях;

основы конфликтологии;

этические нормы общения, речевой и деловой этикет;

правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов;

уметь:

идентифицировать язык абонента, если абонент разговаривает на одном из иностранных языков, входящих в перечень языков, обслуживаемых ЦОВ;

выбирать алгоритм опроса заявителя в зависимости от типа происшествия и следовать ему;

кратко и понятно формулировать вопросы для получения информации, находить понятные заявителю формулировки, задавать наводящие вопросы;

оценивать и учитывать психологическое состояние заявителя, корректно противостоять психологическому давлению с его стороны;

использовать невербальные атрибуты речи: интонацию, темп, силу голоса;

определять адрес (место) происшествия со слов заявителя и/или с использованием систем позиционирования, электронных и печатных карт, по ориентирам и объектам;

использовать резервные информационные ресурсы, хранимые в печатном виде (при сбоях в работе аппаратно-программных средств);

пользоваться топографической картой для определения района возможного местонахождения потерявшегося человека;

формулировать данные для регистрации происшествия на основании полученной от заявителя информации, не допуская собственной интерпретации полученных сведений;

фиксировать одновременно с опросом заявителя сведения по существу вызова, характеристики происшествия, адрес (место) чрезвычайного события, контактные данные заявителя;

использовать аппаратно-программные средства, применяемые для приема экстренных вызовов;

управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии;

набирать текст на клавиатуре со скоростью не менее 100 символов в минуту;

иметь практический опыт в:

приеме экстренных вызовов.

Оповещение экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения и единых дежурно-диспетчерских служб о происшествии

знать:

нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие прием и обработку экстренных вызовов в ЦОВ;

основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ЭОС, АВС и ЕДДС;

перечень ЭОС, АВС и ЕДДС, их назначение, структуру, функции, территориальную ответственность;

соглашения и регламенты информационного взаимодействия структур, участвующих в обеспечении безопасности, в зоне обслуживания ЦОВ;

формализованные классификаторы, применяемые в рамках приема и обработки экстренных вызовов в ЦОВ;

перечень общественных волонтерских организаций, которые могут быть привлечены к поисково-спасательным операциям (при наличии);

правила русской письменной и устной речи;

правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов;

уметь:

определять с учетом типа происшествия перечень ЭОС, АВС и ЕДДС, подлежащих оповещению;

определять административно-территориальную принадлежность адреса (места) происшествия для оповещения ЭОС, АВС и ЕДДС;

формулировать сообщение о происшествии для оповещения ЭОС, АВС и ЕДДС;

использовать аппаратно-программные средства для оповещения ЭОС, АВС, ЕДДС и других служб о происшествии;

использовать средства телекоммуникации для оповещения ЭОС, АВС и ЕДДС о происшествии (в случае сбоя работы аппаратно-программных средств);

управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии;

находить контактные данные дежурно-диспетчерских служб ЭОС и АВС, ЕДДС (при сбое аппаратно-программных средств);

использовать контактные данные общественных волонтерских организаций, которые могут быть привлечены к поисково-спасательным операциям (при наличии);

управлять речевым взаимодействием, в том числе в ситуациях, когда участниками коммуникации являются несколько человек;

набирать текст на клавиатуре со скоростью не менее 100 символов в минуту;

иметь практический опыт в:

оповещении ЭОС, АВС и ЕДДС о происшествии.

Оказание справочно-консультативной помощи заявителям

знать:

нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие прием и обработку экстренных вызовов в ЦОВ;

структуру и порядок использования применяемых в работе электронных и иных справочно-информационных ресурсов;

типовой перечень поводов для оказания справочно-консультативной помощи и соответствующих им справочно-информационных ресурсов, применяемых для поиска информации;

содержание рекомендаций по правилам поведения заявителя на месте происшествия и соответствующих им методических документов;

перечень общественных поисково-спасательных организаций, которые могут быть привлечены для предоставления заявителю специальной справочной информации и/или специальных рекомендаций (при наличии);

правила русской письменной и устной речи;

этические нормы общения, речевой и деловой этикет;

правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов;

уметь:

кратко и понятно формулировать информацию, передаваемую заявителю;

оценивать и учитывать психологическое состояние заявителя;

использовать невербальные атрибуты речи: интонацию, темп, силу голоса;

использовать средства телекоммуникации, применяемые для справочно-консультативной помощи заявителя;

управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии;

использовать аппаратно-программные средства для поиска информации, необходимой заявителю;

использовать резервные информационные ресурсы, хранимые в печатном виде (при сбоях в работе аппаратно-программных средств);

пользоваться топографической картой для содействия в ориентировании потерявшемуся человеку;

использовать контактные данные общественных поисково-спасательных организаций, которые могут быть привлечены для предоставления заявителю специальной справочной информации и/или специальных рекомендаций (при наличии);

управлять речевым взаимодействием, в том числе в ситуациях, когда участниками коммуникации являются несколько человек;

набирать текст на клавиатуре со скоростью не менее 100 символов в минуту;

иметь практический опыт в:

оказании справочно-консультативной помощи заявителям.