IV. Рекомендации к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги

IV. Рекомендации к эксплуатации помещений, зданий,

сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими

субъектами, оказывающими медицинские услуги

4.1. Размещение хозяйствующих субъектов, оказывающих медицинские услуги населению (далее - медицинская организация):

4.1.1. По пункту 4.1.1 СП:

Медицинские организации располагают на территории жилой застройки, зеленой или пригородной зонах на расстоянии от общественных, промышленных, коммунальных, хозяйственных и других организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов, а также в соответствии с гигиеническими требованиями и размещением санитарно-защитных зон.

В соответствии с п. 4.1.1 СП размещение здания стационаров психиатрического, инфекционного профиля на расстоянии менее 100 метров от ближайшего жилого дома или многоквартирного дома не допускается.

4.1.2. По пункту 4.1.2 СП:

Данные санитарно-эпидемиологические требования направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам (согласно п. 1.1 СП 2.1.3678-20).

Таким образом, эксплуатация собственной территории, а также объектов иными юридическими и физическими лицами осуществляется в соответствии с заявленным хозяйствующим субъектом видом деятельности при условии соблюдения настоящих СП.

4.1.3. Пункт 4.1.3 СП:

С целью обеспечения безопасных для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг на собственной территории медицинской организации почва по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям, радиационному фактору должна соответствовать гигиеническим нормативам, содержание приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука не должны превышать гигиенические нормативы (СанПиН 1.2.3685-21).

4.1.4. По пункту 4.1.4 СП:

В многоквартирных домах запрещено размещать медицинские организации, оказывающие специализированную медпомощь по профилям "Инфекционные болезни", "Фтизиатрия". В том числе и амбулаторно-поликлинического консультативного приема, который они проводят.

4.1.5. Пункт 4.1.5 СП:

Согласно данному пункту, размещение в многоквартирных домах медицинских организаций, предназначенных для оказания помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, не допускается. Указанные требования распространяются как на реконструируемые и (или) вновь строящиеся здания (помещения).

4.1.6. По пункту 4.1.6 СП:

Размещение микробиологических лабораторий (отделений), клинико-диагностических лабораторий, проводящих исследования материала с патогенными биологическими агентами, с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний, в многоквартирных домах и во встроенно-пристроенных к ним помещениях не допускается.

Учитывая, что отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии являются источниками физических факторов, размещение смежно с квартирами не допускается.

4.1.7. По пункту 4.1.7 СП:

Санитарно-эпидемиологическими требованиями допускается возможность размещения кабинетов магнитно-резонансной томографии в помещениях с постоянным пребыванием людей или с постоянными рабочими местами, при условии, что такие кабинеты не являются смежными с палатами для беременных, детей и кардиологических больных, а уровень физических факторов (шум, вибрация, постоянное магнитное поле) в этих кабинетах должен соответствовать гигиеническим нормативам.

4.1.8. По пункту 4.1.9 СП:

В качестве противоэпидемических мероприятий и профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, на выезде из "грязной" зоны территории инфекционного стационара (корпуса) предусматривается площадка или помещение для дезинфекции санитарного транспорта (п. 3947 СанПиН 3.3686-21).

4.1.9. По пункту 4.1.10 СП:

С целью разделения потоков с разной степенью эпидемической опасности в инфекционное отделение должен быть предусмотрен отдельный вход.

4.1.10. По пункту 4.1.11 СП:

Контейнеры с медицинскими отходами класса А устанавливаются на специальной площадке. Контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны медицинской организации не менее чем в 25 м от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальтовое, бетонное). Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 0,5 метра во все стороны. Контейнерная площадка должна иметь ограждение (п. 201, раздел X СанПиН 2.1.3684-21).

4.2. Санитарно-эпидемиологические требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям медицинских организаций:

4.2.1. По пункту 4.2.1 СП:

Из санитарно-эпидемиологических требований следует, что размещение помещений медицинской организации должно обеспечивать соблюдение требований к последовательности (поточности) технологических процессов обработки оборудования, инвентаря, материалов с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

4.2.2. По пункту 4.2.2 СП:

Отделения, имеющие повышенный класс чистоты, источники физических фактов, а также с целью предупреждения распространения инфекции (Палатные отделения, отделения лучевой диагностики, отделение терапии, лаборатории, производственные, складские, хозяйственные, подсобные и административно-бытовые помещения столовой (далее - пищеблок), центральное стерилизационное отделение, аптечная организация, прачечная), не должны быть проходными.

4.2.3. По пункту 4.2.3 СП:

Минимальные площади помещений, необходимые для обеспечения противоэпидемического режима, эксплуатируемых медицинскими организациями, определены приложениями N 1, 2 к СП.

Вместе с тем правилами допускается возможность уменьшения в пределах 15% регламентированных минимальных площадей помещений медицинских организаций, а также в случае отсутствия в таблицах площадей помещений, площадь помещений может быть определена непосредственно хозяйствующим субъектом, при этом необходимо учесть: габариты и расстановку оборудования числа лиц, которые одновременно могут находиться в помещении, последовательности технологических процессов, расстояний, обеспечивающих расстановку оборудования, а также передвижение пациентов и работников.

4.2.4. По пункту 4.2.4 СП:

Для изоляции пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них при проведении противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, оказывающих помощь в стационарных условиях, необходимо оборудовать приемно-смотровые боксы, боксы или боксированные палаты.

4.2.5. Пункт 4.2.5 СП:

При проведении в медицинских организациях парентеральных манипуляций с применением многоразового медицинского инструмента, необходимо организовать центральные стерилизационные отделения, площадь и состав которых определяется в соответствии с Приложением к настоящим правилам.

При соблюдении требований к стерильности медицинских изделий и обеспечению эпидемиологической безопасности процессов транспортировки медицинских изделий до и после обработки допускается привлечение для проведения стерилизации медицинских изделий сторонних организаций (аутсорсинг), осуществляющих стерилизацию медицинских изделий в ЦСО с полным циклом обработки медицинских изделий, оборудованном в соответствии с требованиями санитарных правил и имеющем достаточные производственные мощности (п. 3602 СанПиН 3.3686-21).

4.2.6. По пункту 4.2.6 СП:

Все белье из инфекционных отделений, а также белье, загрязненное биологическими жидкостями и выделениями больных из соматических отделений, дезинфицируют и стирают в прачечных (п. 4118 СанПиН 3.3686-21).

В медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, для обработки постельных принадлежностей должно быть дезинфекционное структурное подразделение, также обработка может проводиться в иных организациях, имеющих дезинфекционные камеры.

Планировка прачечной должна предусматривать последовательность (поточность) технологического процесса (п. 120 СанПиН 3.3686-21).

4.2.7. По пункту 4.2.7 СП:

Предупреждение контаминации иерсиниями пищевых продуктов и готовых блюд обеспечивается соблюдением обязательных требований нормативных правовых актов в отношении производств пищевой продукции, содержания пищеблоков предприятий, организаций, объектов торговли, реализующих пищевую продукцию (п. 2190 СанПиН 3.3686-21).

4.3. Внутренняя отделка помещений медицинских организаций:

4.3.1. По пункту 4.3.2 СП:

Пол, стены и потолки в душевых, ванных в помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов должны иметь отделку, предотвращающую сорбцию вредных или агрессивных веществ и допускающую влажную уборку и мытье (керамическая плитка, водостойкая краска).

4.4. Водоснабжение и канализация зданий медицинских организаций:

4.4.1. По пункту 4.4.4 СП:

При снижении температуры в системе горячего водоснабжения до температуры менее 60 °C условия для размножения легионелл наиболее благоприятны. Микробиологическое исследование данных систем на наличие легионелл необходимо осуществлять не реже 2 раз в год.

4.4.2. По пункту 4.4.5 СП:

Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.

4.4.3. По пункту 4.4.6 СП:

С целью профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, медицинский персонал проводит обработку рук в соответствии с Санитарными правилами (п. 4057 СанПиН 3.3686-21).

Умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах.

4.4.4. По пункту 4.4.7 СП:

Использование раковины для мытья рук для других целей недопустимо.

4.4.5. По пункту 4.4.8 СП:

Туалеты должны быть оборудованы раковиной для мытья рук, а также туалетной бумагой, средствами для мытья и сушки рук.

4.4.6. По пункту 4.4.9 СП:

Санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы устройствами для обработки и сушки суден, клеенок, раковинами для мытья рук.

4.5. Освещение помещений медицинских организаций:

4.5.1. По пункту 4.6.1 СП:

Помещения с постоянным пребыванием пациентов и персонала (рабочие места) должны иметь естественное освещение. В медицинской организации показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.

4.5.2. По пункту 4.6.2 СП:

Без естественного освещения или с освещением вторым светом при условии обеспечения нормируемых показателей микроклимата и кратности воздухообмена размещаются:

- тренажерные залы, массажные кабинеты, кабинеты мануальной терапии, кабинеты безыгольной рефлексотерапии, кабинеты гирудотерапии;

- по заданию на проектирование без естественного освещения допускаются: операционные, предоперационные, стерилизационные и моечные (без постоянных рабочих мест), секционные, предсекционные, монтажные диализных аппаратов и аппаратов искусственного кровообращения, процедурные эндоскопии, помещения приема, регистрации и выдачи анализов, боксы для лабораторных исследований без постоянных рабочих мест, процедурные функциональной диагностики.

4.6. По пункту 4.7 СП:

Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств.

Оборудование и мебель лечебно-диагностических кабинетов и помещений должны располагаться таким образом, чтобы не оставлять недоступных для уборки мест, не загораживать источник света, не загромождать проходы. Размещать в медицинских кабинетах оборудование, не имеющее отношения к выполняемым работам на конкретном участке.

4.7. Приемные отделения стационаров:

4.7.1. По пункту 4.8.1 СП:

Прием плановых больных может осуществляться регистратурой планового приема, располагать которую рекомендуется вблизи главного вестибюля, при которой может предусматриваться смотровая и санпропускник.

Для приема экстренных больных следует предусматривать отдельный блок помещений. Для подъезда машин скорой помощи целесообразно предусматривать теплый бокс (тамбур). Экстренная и неотложная помощь взрослым и детям может осуществляться в общем приемном отделении стационара.

Для регистрации, осмотра и сортировки экстренных больных следует предусматривать помещение фильтра, при котором следует предусмотреть диагностическое помещение с отсеками краткосрочного наблюдения, рассчитанное на одновременное обслуживание нескольких пациентов, и пост персонала. Отсеки краткосрочного наблюдения допускается выделять легкими перегородками или шторами с потолочным креплением.

В стационарах на 400 коек и более могут создаваться отделения скорой медицинской помощи. В отделении рекомендуется выделять зону сортировки больных по степени тяжести и ургентности оказания медицинской помощи с ожидальной и постом регистрации, зону для больных в удовлетворительном состоянии со смотровыми и процедурными, зону для больных в состоянии средней тяжести с отсеками краткосрочного наблюдения и диагностическими палатами и зону для больных, требующих экстренной и неотложной медицинской помощи (реанимационный зал, операционные и др.). В отделение может входить блок диагностических кабинетов. Для больных в удовлетворительном состоянии, поступающих "самотеком", рекомендуется предусматривать отдельный вход с вестибюлем-ожидальной.

В структуре приемного отделения могут предусматриваться: реанимационный зал (противошоковая палата), экстренные операционные, палаты интенсивной терапии, перевязочные, диагностические палаты, диагностические кабинеты: экспресс-лаборатория, кабинет УЗИ, рентгенкабинет, кабинет компьютерной томографии, кабинет эндоскопии и др.

При наличии в приемном отделении диагностических палат должен быть предусмотрен набор помещений, обеспечивающий их работу (пост медсестры, санитарная комната, буфетная и т.п.).

При приемном отделении стационаров или в группе помещений приема санаториев должно быть не менее одного изолятора, куда госпитализируются больные с подозрением на инфекционные заболевания.

Для больных, требующих санитарной обработки, при приемном отделении предусматривается помещение, оборудованное ванной с подъемником, душем и унитазом. Оно может быть общим для секций планового и экстренного приемов.

4.7.2. По пункту 4.8.2 СП:

Приемно-карантинное отделение психиатрического стационара отличается от приемного отделения стационара общего профиля тем, что в отделении проводится взятие анализов (в случае отсутствия документально подтвержденных результатов) для микробиологических исследований на дифтерию и группу кишечных инфекций. Пациент находится в приемно-карантинном отделении до получения результатов исследования.

4.7.3. По пункту 4.8.3 СП:

В инфекционных больницах (отделениях) прием пациентов осуществляют через приемно-смотровые боксы. Количество приемно-смотровых боксов определяют следующим расчетом в зависимости от количества коек в отделениях (за исключением боксированных отделений):

- до 60 коек - 2 бокса;

- свыше 60 до 100 коек - 3 бокса;

- на каждые 50 коек свыше 100 предусматривают дополнительный приемно-смотровой бокс.

В I климатическом районе вместо боксов допускается проектирование смотровых и боксированных изоляционно-диагностических палат со вспомогательными помещениями, объединенных общим коридором с отдельным наружным входом через отапливаемый тамбур для машин скорой помощи с одной стороны и входом из стационара, с другой стороны.

В инфекционной больнице (отделении), где 100% коек размещены в боксах, приемное отделение не требуется.

В инфекционных больницах (отделениях) санитарная обработка и выписка больных происходит непосредственно в тех секциях, где больные находятся на лечении.

4.7.4. По пункту 4.8.4 СП:

В неинфекционных отделениях для приема и плановой госпитализации детей следует предусматривать приемно-смотровые боксы из расчета 1 бокс на 200 коек, для срочной госпитализации (в случае, если больница имеет скоропомощные функции) - приемно-смотровые боксы, изоляционно-диагностические палаты из расчета 2% от числа коек терапевтического профиля и 4% от числа коек хирургического профиля, предназначенных для срочной госпитализации.

При наличии в стационаре специализированных отделений в приемном отделении могут предусматриваться соответствующие смотровые (гинекологические, проктологические, урологические). В кожно-венерологических больницах (отделениях) следует предусматривать одну смотровую с гинекологическим креслом и одну смотровую без гинекологического кресла.

В приемных отделениях организаций родовспоможения следует предусматривать не менее двух смотровых - одну для беременных, другую - для гинекологических пациенток (при наличии гинекологического отделения).

Для приема детей из других организаций родовспоможения в отделения патологии новорожденных, выхаживания недоношенных, интенсивной терапии новорожденных при приемном отделении или при входе в отделение для новорожденных предусматривается помещение приема.

Выписка больных, как правило, предусматривается в палатном отделении.

4.8. Палатные отделения стационаров общесоматического профиля:

4.8.1. По пунктам 4.9.1, 4.9.2 СП:

Палатная секция должна быть непроходной. При входе в палатное отделение/палатную секцию следует предусматривать шлюз. Количество коек в палатной секции определяется заданием на проектирование, но не более 30. Вместимость палат, следует принимать не более 4 коек (п. 4062 СанПиН 3.3686-21).

4.8.2. По пункту 4.9.3 СП:

Гигиеническая обработка кожных покровов пациентов отделений реанимации и интенсивной терапии проводится не менее 2 раз в день с использованием разрешенных для этих целей моющих и антисептических средств.

4.9. Палатные отделения хирургического профиля:

4.9.1. Палатные отделения являются основным структурным элементом стационарных лечебных организаций. Палатное отделение состоит из палатной секции и общих помещений. В палатах и лечебных помещениях палатных отделений осуществляется диагностика, лечение, наблюдение и уход за больными. Палатная секция должна быть непроходной.

При входе в палатную секцию следует предусмотреть шлюз.

Палатные отделения психиатрических стационаров делятся на секции с разным режимом пребывания больных. Планировочные решения палатных отделений с одной стороны должны быть достаточно компактными для сокращения маршрутов персонала, с другой стороны, размеры и конфигурация рекреаций внутри палатных секций или прогулочных зон, примыкающих к палатным корпусам, должны обеспечивать потребность пациентов в продолжительной ходьбе.

Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Оптимальное число коек в палатной секции - от 20 до 30.

В состав палатной секции входят палаты, посты медсестер, помещение подготовки инфузионных систем или процедурная, санитарная комната, клизменная с уборной, ванная с подъемником и другие помещения. Допускается совмещать клизменную и ванную с подъемником в одном помещении.

В психиатрических отделениях помещения постоянного пребывания больных следует изолировать от помещений лечебного и вспомогательного назначения. При этом размещение поста дежурной медсестры и система видеонаблюдения должны обеспечивать наблюдение практически за всеми местами пребывания пациентов.

К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты (перевязочная, малая операционная, кабинеты функциональной диагностики, восстановительного лечения и др.), столовая с буфетной, служебные помещения (кабинет заведующего отделением, старшей медицинской сестры, помещения сестры-хозяйки, комнаты персонала).

Вместимость палат следует принимать не более 4 коек.

В отделениях с двумя палатными секциями предусматривается не менее 2 процедурных.

В палатных отделениях оборудуется буфетная с моечной для столовой посуды. Столовая предусматривается заданием на проектирование. Следует предусматривать шлюз при входе в палатные секции акушерских и инфекционных отделений, отделений для новорожденных, иммунокомпрометированных и ожоговых больных, а также - в секции отделений реанимации и интенсивной терапии.

В отделениях для детей до трех лет все палаты следует предусматривать для совместного пребывания с матерью. Для детей старше трех лет количество коек совместного пребывания предусматривается в зависимости от профиля отделения. Ориентировочное количество коек совместного пребывания: в онкологических и гематологических отделениях - 70%, в хирургических - 40%, в остальных - до 20%.

В стационарах неинфекционного профиля для детей (кроме новорожденных) не менее 10% коек стационара должно быть предусмотрено в боксированных палатах.

В детских отделениях следует предусматривать комнату для игр. В детских стационарах длительного пребывания (ортопедических, психиатрических, туберкулезных, психоневрологических, восстановительного лечения и др.) для детей старше семи лет необходимо наличие классного помещения.

В детском стационаре в стенах, перегородках или дверных полотнах, отделяющих палаты новорожденных и детей в возрасте от трех до семи лет (рассчитанных на пребывание без матерей) от коридоров, следует предусматривать остекленные проемы, которые должны быть оборудованы жалюзи, обеспечивающими, при необходимости, использование этих палат для совместного пребывания с матерями. Нижнюю границу оконных проемов рекомендуется устанавливать на высоте 1,1 м от пола.

В инфекционном стационаре пациенты должны размещаться в боксированных палатах на 1 - 2 койки.

Для карантинных инфекций должно быть предусмотрено не менее 5% одноместных боксов от общего числа коек.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях организаций родовспоможения следует предусматривать систему компенсационных планировочных и инженерных мероприятий, препятствующих распространению инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, а именно:

- индивидуальные родовые палаты;

- 1 - 2-местные палаты в палатном отделении или возможность планировочной изоляции одной из палатных секций;

- не менее 30% палат совместного пребывания матери и ребенка должны быть на одну койку и одну кроватку, остальные - не более двух коек и двух кроваток;

- наличие боксированных палат (1 - 2 на палатную секцию);

- мощность палатных секций не более 30 коек.

При соблюдении этих условий нет необходимости создания обсервационных отделений.

В психиатрических отделениях предусматриваются наблюдательные палаты на 6 - 8 коек. При них размещается пост медсестры, обеспечивающий безопасное наблюдение за пациентами при соответствующей пространственной изоляции. В палатах устанавливаются закрытые потолочные светильники.

В палатном отделении предусматриваются столовые для больных. Столовая может быть совмещена с помещением (зоной) дневного пребывания пациентов. Допускается раздача пищи непосредственно в палаты (без выделения помещения для приема пищи).

При наличии столовой (зоны приема пищи) количество посадочных мест при питании в одну смену следует принимать в отделениях туберкулезных, восстановительного лечения, кожно-венерологических, патологии беременности - 80% количества коек, в остальных отделениях - 60%. В детских отделениях столовую необходимо предусматривать только для детей старше трех лет (с учетом 50% совместно пребывающих с детьми матерей).

4.9.2. По пункту 4.10.2 СП:

Очередность перевязок планируют с учетом чистоты раны. Перевязки пациентам, имеющим гнойное отделяемое, проводят в септической перевязочной, при ее отсутствии, в асептической перевязочной после перевязок пациентов, не имеющих гнойного отделяемого, или непосредственно в однокоечной палате. Осмотр пациентов проводят в перчатках и фартуках, в том числе одноразовых (п. 3759 СанПиН 3.3686-21).

4.10. Размещение и устройство операционных блоков, операционных:

4.10.1. По пункту 4.11.1 СП:

Операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха. Воздух помещений операционных блоков должен соответствовать предельному значению содержания общего количества микроорганизмов в 1 м3 с учетом температуры и кратности воздухообмена.

4.10.2. По пункту 4.11.2 СП:

В операционных блоках должно быть организовано зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки пациента - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа работников), зону общебольничного режима (шлюз). В шлюзе персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока "красной чертой".

4.10.3. По пункту 4.11.3 СП:

Вход в операционный блок должен осуществляться через санитарные пропускники после санитарной обработки. Вход персонала других отделений за "красную черту" запрещен. При необходимости персонал других отделений должен проходить в операционный блок через санитарные пропускники с соблюдением всех требований санитарной обработки.

4.10.4. По пункту 4.11.4 СП:

В операционные блоки должны быть организованы раздельные входы для пациентов (через шлюз или из коридора операционного блока) и работников (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока.

4.10.5. По пункту 4.11.5 СП:

В операционных блоках санитарные пропускники (мужской и женский) должны иметь три смежных помещения: первое помещение, оборудованное душем, туалетом (унитазом) и дозатором с раствором антисептика; второе - для переодевания работников; третье, через которое работники возвращаются в санитарный пропускник после проведения операций и которое оборудуется контейнерами для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). В первом помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее - в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение. Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.

4.10.6. По пункту 4.11.6 СП:

В операционных блоках на две операционных оборудуется один санитарный пропускник.

4.11. По пункту 4.12 СП:

В составе отделений реанимации и интенсивной терапии должна быть организована изолированная палата (боксированная палата) для временной изоляции пациентов с инфекционным заболеванием или подозрением на него.

4.12. Акушерские стационары, родильные дома (отделения), перинатальные центры:

4.12.1. По пункту 4.13.1 СП:

В целях предупреждения возникновения и распространения внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные действующими санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации профилактические и санитарно-противоэпидемические мероприятия.

В составе родильного дома предусматриваются физиологическое и обсервационное отделения. В связи с существующей вероятностью выявления у рожениц инфекционного заболевания, с целью недопущения пересечения потоков здоровых и заболевших пациенток в составе родильных домов, родильных отделений, перинатальных центров организуется обсервационное отделение.

4.13.2. Обсервационное отделение может не выделяться при наличии в составе приемного отделения акушерского стационара индивидуальных родовых палат (родовых боксов) и возможности планировочной изоляции части палат, исключающие вероятность пересечения потоков здоровых и заболевших рожениц. Прием в акушерский стационар женщин с послеродовыми осложнениями не допускается.

4.13.3. В составе акушерского стационара (отделения) выделяется родильный блок (при наличии 3 и более коек для рожениц).

Для вновь проектируемых и реконструируемых медицинских организаций вход в родовой блок должен осуществляться через санитарный пропускник (мужской и женский), состоящий из трех смежных помещений, аналогичных помещениям санпропускника операционного блока: первое помещение, оборудованное душем, туалетом (унитазом) и дозатором с раствором антисептика; второе - для переодевания работников; третье, через которое работники возвращаются в санитарный пропускник после проведения операций и которое оборудуется контейнерами для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил).

В первом помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее - в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение. Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.

При наличии не более трех родовых палат организуют один санитарный пропускник.

В составе акушерского стационара выделяется родильный блок. Место для обработки рук и переодевания работников (подготовительная) размещают в шлюзе индивидуальной родильной палаты, перед родильными залами (на 2 и более коек) или между ними.

4.13.4. В послеродовых отделениях должны быть организованы палаты совместного и раздельного пребывания родильниц и новорожденных. При поступлении беременной женщины в акушерский стационар (отделение) вопрос о госпитализации в физиологическое или обсервационное отделение "мать-дитя" решается на основании данных обменной карты, опроса и осмотра поступающей в стационар женщины. Следует обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделения. Для приема гинекологических больных необходимо иметь отдельное помещение.

В родильных домах с преимущественно совместным пребыванием матери и ребенка предусматривается функционирование индивидуальных родовых залов, в родильных домах с раздельным пребыванием матери и ребенка соблюдается цикличность заполнения предродовых палат и родовых залов. Допускается устройство родового блока по типу "семейной комнаты".

Количество коек в палатах совместного пребывания должно быть не более 2 материнских и 2 детских.

4.13.5. Отделения второго этапа выхаживания могут входить в состав перинатальных центров и детских стационаров при соответствующей планировочной изоляции. Перед входом в палату новорожденных должен быть организован шлюз.

4.14. К палатным отделениям стационара для лечения детей предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

4.14.1. Вместимость палат для детей до одного года (кроме новорожденных) во вновь проектируемых стационарах для лечения детей должна быть не более чем на 2 койки. Палаты объединяются в отсеки не более чем по 8 коек. В стенах и перегородках, отделяющих детские палаты (без матерей) от коридоров, а также в стенах и перегородках между палатами для детей в возрасте до 7 лет следует предусматривать остекленные проемы, размеры которых определяются заданием на проектирование.

4.14.2. В отделениях второго этапа выхаживания и отделениях для детей до 3 лет включительно должны быть организованы палаты для совместного круглосуточного пребывания с детьми матерей (других лиц по уходу), при дневном пребывании матерей (других лиц по уходу) - помещение для их осмотра и переодевания, а также следует предусмотреть наличие помещения для отдыха и приема пищи приходящих родителей.

4.15. К отделениям для лечения инфекционных больных предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

4.15.1. Инфекционные отделения следует размещать в отдельно стоящем или пристроенном здании с отдельным приемным отделением. Во вновь строящихся и реконструируемых медицинских организациях палаты в отделениях для лечения инфекционных больных организуются в виде боксов и боксированных палат.

4.15.2. Для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью, в туберкулезном стационаре должны быть предусмотрены боксированные палаты или отдельные палатные секции.

При проектировании и реконструкции медицинских противотуберкулезных организаций предусматриваются инженерные меры защиты, способствующие снижению содержания в воздухе инфекционного аэрозоля возбудителя, включающие отдельные системы вентиляции в палатах больных, кабинетах сотрудников, бактериологических лабораториях.

Противотуберкулезные медицинские организации оснащаются медицинским оборудованием, обеспечивающим снижение риска распространения туберкулезной инфекции при работе с инфекционным материалом - ламинарными шкафами, утилизаторами медицинских отходов, кабинами для сбора мокроты.

В медицинских противотуберкулезных организациях обеспечивается разделение потоков больных (впервые выявленные, больные с хроническими формами туберкулеза, больные туберкулезом, устойчивым к лекарственным препаратам, больные туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией), раздельное питание этих групп больных.

Заключительная дезинфекция в медицинских организациях проводится силами специализированных организаций, с последующим косметическим ремонтом. В противотуберкулезных медицинских организациях заключительную дезинфекцию проводят не менее 1 раза в год, а также перед сносом здания.

Текущая дезинфекция в противотуберкулезных медицинских организациях проводится медицинским персоналом.

В противотуберкулезных медицинских стационарах пациентами с бактериовыделением при выходе из палат надеваются индивидуальные средства защиты органов дыхания, препятствующие попаданию возбудителей туберкулеза в окружающую среду.

Больным ВИЧ-инфекцией с подозрением на заболевание туберкулезом медицинская помощь должна оказываться амбулаторно в кабинетах противотуберкулезной помощи для больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, в условиях стационара - в боксированных отделениях инфекционного стационара или специализированных по ВИЧ-инфекции отделениях противотуберкулезной медицинской организации.

4.15.3. Палатные отделения для иммунокомпрометированных пациентов: отделения для пациентов с муковисцидозом, онкогематологическими заболеваниями, ожогами - вместимость палат должна быть не более двух коек. Вместимость палат для пациентов с ВИЧ-инфекцией - не более трех коек. Работа отделений организуется по принципу максимального оказания медицинской помощи и обслуживания пациентов непосредственно в палате.

4.16. По пункту 4.16 СП:

К физиотерапевтическому отделению и отделению медицинской реабилитации предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Пункт 4.16.1 СП.

Физиотерапевтическое отделение и отделение медицинской реабилитации может быть общим для всех структурных подразделений организации, за исключением отделений инфекционного профиля. Расчетное количество процедур, необходимое для определения площади помещений в отделении восстановительного лечения, рекомендуется принимать - для физиотерапевтических процедур (электросветолечение, теплолечение, водогрязелечение, исключая бассейны и ванны для лечения движением в воде) - 0,7 процедуры на одну койку стационара, для поликлиники (поликлинического отделения) - 0,5 процедур на одно посещение кабинета врача.

Пункт 4.16.2 СП.

Уровень электромагнитных полей в кабинетах физиотерапевтического лечения должен соответствовать гигиеническим нормативам для производственных помещений. В помещениях физиотерапии стационарное токопроводящее физиотерапевтическое оборудование должно быть присоединено к дополнительной системе уравнивания потенциалов (за исключением случаев, когда техническим паспортом предусмотрено иное).

Пункт 4.16.3 СП.

В кабинетах гипокситерапии должны быть реализованы противошумовые мероприятия от работы компрессора и естественное проветривание. Для мойки и дезинфекции масок и шлангов должно быть отдельное помещение. Между сеансами устраивается перерыв для проветривания. После окончания рабочей смены должна производиться уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств, а также обеззараживание воздуха. В физиотерапевтическом отделении дезинфекции подвергают съемные десневые и точечные электроды, тубусы к аппарату КУФ (коротковолновый ультрафиолетовый облучатель), световоды лазерной установки, стеклянные электроды к аппарату дарсонвализации. Для аппликаций во рту используют стерильный материал.

4.17. По пункту 4.17 СП:

К эндоскопическому отделению предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Пункт 4.17.1 СП.

Прием врача, обработка эндоскопического оборудования, проведение эндоскопических процедур должны осуществлять в разных помещениях. Эндоскопическое отделение (кабинет) должно иметь следующие помещения: Кабинет(ы) врача(ей); Раздельные эндоскопические манипуляционные (в зависимости от видов проводимых вмешательств) для проведения (бронхоскопии, исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта, исследований нижних отделов желудочно-кишечного тракта), Моечно-дезинфекционное помещение, Вспомогательные помещения.

Для проведения бронхоскопии, эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта выделяются отдельные процедурные. При процедурной для исследования нижних отделов пищеварительного тракта должен быть туалет. Ретроградная холангиопанкреатография проводится в эндоскопической манипуляционной или в рентгеноперационной медицинской организации, соответствующих требованиям норм радиационной безопасности

Допускается совмещение эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта, при условии осуществления данной процедуры в процедурной для эндоскопии нижних отделов пищеварительного тракта.

При кабинете для оказания анестезиологического пособия в ходе проведения эндоскопического обследования в амбулаторных условиях необходимо предусмотреть помещение для отдыха и наблюдения за пациентом.

Пункт 4.17.2 СП.

Для проведения бронхоскопии, эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта должны быть выделены отдельные процедурные. Проведение этих манипуляций в одной процедурной не допускается. При процедурной для исследования нижних отделов пищеварительного тракта должен быть организован туалет. Помещение, в котором проводятся эндоскопические вмешательства, должно быть оборудовано раковиной для мытья рук медицинских работников.

4.18. По пункту 4.18 СП:

К отделению гемодиализа предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Пункт 4.18.1 СП.

Для пациентов, больных вирусом иммунодефицита человека, парентеральными вирусными гепатитами или являющихся носителями маркеров этих заболеваний, должны быть выделены отдельные залы и оборудование. При работе с биологическими жидкостями персоналом должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные нормативными документами, исключающие возможность инфицирования персонала вирусными и другими инфекциями, передающимися через кровь и другие биологические жидкости.

Пункт 4.18.2 СП.

В медицинской организации должна быть выделена самостоятельная зона для проведения хронического гемодиализа амбулаторным пациентам

Пункт 4.18.3 СП.

Процедура острого диализа может быть проведена в помещениях отделения гемодиализа либо в реанимационном отделении, приемном отделении при наличии стационарной или мобильной организации водоподготовки.

Пункт 4.18.4 СП.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний пациенты, находящиеся на хроническом гемодиализе, должны быть привиты против гепатита В.

4.19. По пункту 4.20 СП:

К патологоанатомическим отделениям и отделениям судебно-медицинской экспертизы предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Пункт 4.20.1 СП.

Патологоанатомические отделения, осуществляющие патологоанатомические вскрытия, и отделения судебно-медицинской экспертизы, осуществляющие экспертизу трупов, необходимо размещать в отдельно стоящих зданиях, либо в составе других зданий медицинских организаций при наличии соответствующей планировочной изоляции и автономных систем вентиляции.

Пункт 4.20.2 СП.

В патологоанатомических отделениях, осуществляющих патологоанатомические вскрытия, и отделениях судебно-медицинской экспертизы, осуществляющих экспертизу трупов, должны быть организованы отдельные входы для доставки трупов, входа работников и посетителей, а также вход в траурный зал (при наличии). Обязательным условием для помещений, предназначенных для вскрытия инфицированных трупов должны быть изолированными и иметь отдельный вход снаружи. В отделениях, в которых проводится не более одного вскрытия в день, отдельные помещения для вскрытия инфицированных трупов могут не выделяться, после вскрытия каждого такого трупа проводится заключительная дезинфекция.

Пункт 4.20.3 СП.

Секционные столы должны быть изготовлены из водонепроницаемого материала с очищаемым покрытием, выдерживающим частую обработку дезинфекционными средствами, иметь подводку холодной и горячей воды и сток в канализацию, закрывающийся сеткой-уловителем. В полу секционной оборудуется сливной трап.

Пункт 4.20.4 СП.

Работа с секционным материалом должна проводиться с использованием средств индивидуальной защиты (халат, перчатки, фартуки, очки или щитки и т.д.). В случаях, не исключающих туберкулез, используются средства индивидуальной защиты органов дыхания, разрешенные для использования в этих целях. При подозрении на особо опасные инфекционные болезни применяются защитные костюмы 1 и 2 типа.

Пункт 4.20.5 СП.

В бюро судебно-медицинской экспертизы отделение экспертизы живых лиц располагается в изолированном отсеке с самостоятельным входом.

4.20. По пункту 4.22 СП:

К подразделениям для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Пункт 4.22.1 СП.

Допускается совместное использование диагностических отделений и отделений медицинской реабилитации для детей и взрослых в специализированных амбулаторно-поликлинических организациях неинфекционного профиля с нагрузкой до 100 посещений в смену.

В поликлиниках с численностью до 100 посещений в смену организуется общая вестибюльная группа для детей и взрослых (с выделением туалета для детей). Кабинеты приема специалистов, а также процедурные, перевязочные и прививочные кабинеты для совместного приема не допускается.

Офисы врача общей практики целесообразно предусматривать для обслуживания населения городских поселений в радиусе не более 5 - 7 мин пешеходной доступности (300 - 500 м). В зависимости от плотности населения, следовательно, количества обслуживаемого населения в пределах указанного расстояния определяется набор помещений офиса врача общей практики.

Дневные стационары, женские консультации, детские поликлинические отделения, входящие в состав территориальных поликлиник, следует планировочно выделять в непроходные зоны.

В вестибюльных группах медицинских организаций рекомендуется предусматривать регистратуру, игровые для детей. При регистратуре санатория может размещаться кабинет дежурного врача или медицинский кабинет для оказания первой помощи.

В зоне входной группы детского поликлинического отделения необходимо предусматривать помещения или навесы для детских колясок из расчета 6 м2 на 100 посещений в смену.

Пункт 4.22.2 СП.

В детской поликлинике с целью недопущения пересечения потоков пациентов с различной степенью эпидемиологической опасности необходимо организовать отдельный вход с улицы через фильтр-бокс детей с признаками инфекционного заболевания. Блок помещений инфекционного кабинета предполагает наличие кабинета приема врача-инфекциониста с отдельным помещением для забора анализов и проведения ректороманоскопии, санузел.

4.21. По пункту 4.23 СП:

К кабинету врача-косметолога предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования

Не допускается размещение лечебно-профилактических учреждений косметологического профиля в помещениях без оконных проемов, а также в подвальных и полуподвальных этажах жилых и общественных зданий.

Оказание медицинской услуги по косметологии в амбулаторных условиях осуществляется в кабинете врача косметолога при проведении процедур без нарушения целостности кожных покровов, в процедурном кабинете - при применении инъекционных методов лечения. При проведении физиотерапевтических методов лечения к помещению предъявляются требования в соответствии с используемым физиотерапевтическим оборудованием.

Площадь манипуляционных для проведения врачебных или сестринских процедур принимается не менее 12 кв. м. В манипуляционных для проведения сестринских процедур при увеличении числа рабочих мест (2 и более) площадь увеличивается из расчета 8 кв. м на каждое дополнительное место.

В манипуляционных устанавливается косметологическое и иное оборудование, необходимое для проведения процедур.

Во всех манипуляционных следует предусматривать установку умывальников с подводкой горячей и холодной воды.

Допускается установка в манипуляционных физиотерапевтической аппаратуры, обеспечивающей проведение минимального объема аппаратных процедур: вапоризации, дарсонвализации, вакуумной чистки кожи и броссажа.

Физиотерапевтическая аппаратура, предназначенная для проведения прочих косметологических процедур, размещается в специально оборудованных кабинетах.

Площадь кабинета электросветолечения принимается из расчета 6 кв. м на одну кушетку, но не менее 12 кв. м.

Физиотерапевтическая аппаратура этого кабинета устанавливается в изолированных кабинах, каркасы которых выполняются из пластмассовых или деревянных стоек либо из металлических (никелированных) труб, свободных от заземления (изоляция от стен и пола). В кабине допускается размещение не более одного аппарата. Кабина должна иметь следующие размеры: высота стоек - 2,0 м, длина - 2,2 м, ширина - 1,8 м. При использовании аппаратов индуктотермии, микроволновой терапии, УВЧ-генераторов мощностью более 200 Вт ширина кабины принимается не менее 2 м.

Аппараты для проведения УВЧ и СВЧ-терапии с дистанционным, в том числе и с универсальным расположением конденсаторных пластин излучателей ("Экран 1", "Экран 2", "Импульс 3", "Волна 2", "Луч 58" и др.), требуют специально выделенных помещений либо кабин, экранированных тканью с микропроводом. Ткань прикрепляется к металлическим трубам, составляющим каркас кабины, с помощью колец с зажимами на высоте 2,0 - 2,2 м. Полотно ткани для экрана должно быть цельным, без щелей (сшито на обычной швейной машине одиночным швом). Для прохода передняя полоса может отодвигаться в сторону. Эта полоса должна перекрывать смежный край на 10 - 15 см, нижние края полотна должны касаться пола. Если частью ограждения кабины является стена, полотно должно плотно прилегать к ней (стену можно не закрывать).

Лазерные установки 1-го и 2-го класса опасности разрешается размещать в общем помещении.

Лазерные установки 3-го и 4-го класса опасности должны размещаться в отдельных или выгороженных помещениях. Стены и выгородки помещений, в которых размещаются лазерные установки 3-го и 4-го класса опасности, должны изготавливаться из несгораемых материалов с матовой поверхностью. Двери помещений должны быть заперты на внутренние замки с блокирующими устройствами, исключающими доступ в помещение во время работы лазеров. На двери должны быть знак лазерной опасности и автоматически включающееся световое табло "Опасно, работает лазер!".

4.22. По пункту 4.24 СП:

К центральному стерилизационному отделению предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

ЦСО следует разделять на зону производственных помещений и зону помещений для персонала.

В ЦСО необходимо соблюдать принцип поточности и разделения всех производственных помещений на зоны: "грязную", чистую и стерильную. К "грязной" зоне относятся помещения приема, разборки, мытья и дезинфекции инструментов, транспортных тележек. К "чистой" зоне относятся помещения комплектации и упаковки инструментария, белья и перевязочных материалов со вспомогательными помещениями.

К стерильной зоне относятся: стерильная половина стерилизационной, склад стерильных материалов, экспедиция. Проход в помещения стерильной зоны осуществляется через шлюз, который оборудуется умывальником для мытья рук и вешалкой или шкафом для специальной одежды. Между чистой и стерильной зонами рекомендуется устанавливать оборудование проходного типа для обработки изделий.

В крупных ЦСО следует предусматривать помещение для центрального компьютера, предназначенного для автоматизации производственных процессов и контроля качества стерилизации.

К помещениям персонала относятся: кабинет заведующего, гардеробные с душевыми и уборными, комнаты персонала и другие вспомогательные помещения.

Создание ЦСО при больницах до 100 коек осуществляется при наличии хирургических и акушерских стационаров. ЦСО должно размещаться с учетом удобных связей с операционным блоком, отделением реанимации, родовым блоком, обеспечиваемых в том числе вертикальными коммуникациями.

В организациях мощностью менее 25 коек и 50 посещений в смену для обработки изделий медицинского назначения многократного применения могут быть организованы стерилизационные с сокращенным набором помещений. При наличии одного помещения расстановка оборудования должна осуществляться с учетом последовательности технологических процессов. При наличии в централизованной стерилизационной более одного помещения рекомендуется планировочно разделять их на стерильную и нестерильную зоны.

4.23. По пункту 4.25 СП:

К санитарному содержанию помещений, оборудованию, инвентарю предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Пункт 4.25.1 СП.

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация МО организует предварительный и периодический (не реже одного раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.

Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах.

Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.

При работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению.

Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.

Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

Пункт 4.25.2 СП.

Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже одного раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

Пункт 4.25.3 СП.

Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.

Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.

Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.

При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.

Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.

При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке.

Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.

Для обеззараживания воздуха в помещениях с асептическим режимом следует применять разрешенные для этой цели оборудование и/или химические средства.

Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств.

С целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии:

- воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствие людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей, необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем согласно действующим нормам;

- воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальной распыливающей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;

- применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров.

Для проведения уборки (кроме помещений класса А) допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать отдельные помещения. Персонал клининговых компаний при проведении уборки в ООМД должен соблюдать настоящие санитарные правила. Требования к условиям труда персонала клининговых компаний, работающего в МО, предъявляются аналогичные как к сотрудникам медицинской организации.

Пункт 4.25.4 СП.

В стационарах и поликлиниках предусматриваются центральные кладовые для чистого и грязного белья.

Помещения приема, сортировки, хранения грязного белья, склад чистого белья, центральные бельевые для грязного белья должны быть оборудованы бактерицидными облучателями.

Кладовые для хранения белья в отделениях оборудуются полками с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции. Общие бельевые оборудуются стеллажами, а также столами для подборки и сортировки белья, а при необходимости приемными люками для белья с пандусами или подъемными механизмами

Сбор грязного белья от больных в отделениях должен осуществляться в специальную плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную бельевую для грязного белья.

Запрещается разборка грязного белья в отделениях.

Временное хранение (не более 12 часов) грязного белья в отделениях допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха, в закрытой таре (металлических, пластмассовых бачках, плотных ящиках и других емкостях, подвергающихся дезинфекции).

Для работы с грязным бельем персонал должен быть обеспечен сменной санитарной одеждой (халат, шапочка, перчатки, маска).

После окончания работы с грязным бельем санитарную одежду направляют в стирку, перчатки и маску обеззараживают в дезинфицирующем растворе, руки обрабатывают одним из антисептических средств и моют водой с мылом.

Белье, загрязненное инфицированными биологическими выделениями, подвергается дезинфекции немедленно в санитарной комнате отделения.

Стирка больничного белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе лечебного учреждения. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам.

Пункт 4.25.5 СП.

Доставка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом.

Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.

Транспортные средства после выгрузки грязного белья подвергаются дезинфекции. Для проведения дезинфекции транспорта необходимо иметь оборудование, ветошь, емкости для приготовления дезрастворов, дезсредства.

Пункт 4.25.6 СП.

После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. Для этого в учреждении должен быть обменный фонд постельных принадлежностей.

Бельевым режимом отделения предусматривается смена белья больным не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное выделениями больного белье подлежит смене незамедлительно.

В родильных отделениях смена постельного белья проводится каждые три дня, рубашек и полотенец - ежедневно, подкладных пеленок для родильниц в первые три дня - 4 раза, в последующем - 2 раза в сутки. Используемые для кормления пеленки меняют перед каждым кормлением. При уходе за новорожденными используется только стерильное белье.

В хирургических отделениях смена постельного и нательного белья проводится накануне операции, в дальнейшем - по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней. В реанимационных отделениях белье меняется ежедневно и по мере загрязнения.

В лечебно-диагностических кабинетах белье используется строго индивидуально для каждого пациента.

Пункт 4.25.7 СП.

В медицинской организации не должно быть насекомых и грызунов.

Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.

Проведение профилактической обработки (дезинфекции, дезинсекции, дератизации) помещений против синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами организациями, имеющими лицензию по профилю "дезинфектология".

В помещениях и на территории медицинских организаций проводят постоянные мероприятия по предупреждению развития, залета и уничтожению синантропных мух, которые включают:

а) правильный сбор, хранение и ежедневное удаление твердых органических отбросов;

б) проведение истребительных мероприятий в местах развития личинок мух с обработкой субстрата ларвицидами;

в) уничтожение окрыленных мух в санитарно-дворовых установках и в местах выплода;

г) выполнение мер, препятствующих залету в помещения, где может находиться больной человек (засетчивание форточек, окон, дверей);

д) уничтожение окрыленных мух внутри помещений.

При обнаружении тараканов или рыжего домового муравья проводят дезинсекционные мероприятия по возможности одновременно во всех помещениях или последовательно по этажам с интервалом в 1 - 3 дня. Для уничтожения тараканов применяют препараты острого действия, а при возможности проникновения тараканов извне - препараты с остаточным действием. Рыжих домовых муравьев уничтожают толь

4.24. По пункту 4.26 СП:

К медицинским организациям, оказывающим стоматологические услуги, предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Пункт 4.26.1 СП.

Деятельность стоматологических медицинских организаций, размещенных во встроенных (встроенно-пристроенных) зданиях жилого и общественного назначения, при условии соблюдения гигиенических нормативов. Уровень физических факторов (шум, вибрация, радиационное излучение) не должен превышать гигиенические нормативы.

В медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения.

Пункт 4.26.2 СП.

Стоматологические медицинские организации, расположенные в многоквартирных домах, должны иметь отдельный вход, изолированный от жилых помещений.

Пункт 4.26.3 СП.

Предельно допустимые уровни лазерного и рентгеновского излучений при их эксплуатации в медицинских организациях не должны превышать уровни, регламентируемые гигиеническими нормативами факторов среды обитания.

Пункт 4.26.4 СП.

Для организации стоматологического приема детей выделяются отдельные кабинеты. Не допускается использование кабинетов взрослого приема для приема детей. Для организации приема детей оборудуют отдельный туалет с унитазом и раковиной.

Пункт 4.26.5 СП.

В стоматологических кабинетах площадь на основную стоматологическую установку должна быть не менее 14 м2, на дополнительную установку - 10 м2 (на стоматологическое кресло без бормашины - 7 м2), высота потолка кабинетов - не менее 2,4 метров.

Пункт 4.26.6 СП.

Оперативные вмешательства, для проведения которых осуществляется медицинская деятельность по анестезиологии и реаниматологии, проводятся в условиях операционной, малой операционной с соблюдением асептического режима. Для временного пребывания пациента после операции оборудуется отдельное помещение.

Пункт 4.26.7 СП.

Требования к внутренней отделке помещений установлены в п. 4.3 СП.

Для отделки стен в кабинетах применяются отделочные материалы, разрешенные для использования в помещениях с влажным, асептическим режимом, устойчивые к дезинфектантам. Стены операционной, кабинетов хирургической стоматологии и стерилизационной отделываются на всю высоту глазурованной плиткой или другими разрешенными для этих целей материалами.

Стены основных помещений зуботехнической лаборатории окрашиваются красками или облицовываются панелями, имеющими гладкую поверхность; герметично заделываются швы.

Потолки стоматологических кабинетов, операционных, предоперационных, стерилизационных и помещений зуботехнических лабораторий окрашиваются водоэмульсионными или другими красками. Возможно использование подвесных потолков, если это не влияет на нормативную высоту помещения. Подвесные потолки должны быть выполнены из плит (панелей), имеющих гладкую неперфорированную поверхность, устойчивую к действию моющих веществ и дезинфектантов.

Полы в стоматологических кабинетах должны иметь гладкое покрытие из материалов, разрешенных для этих целей.

Пункт 4.26.8 СП.

В кабинетах с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль световедущей стены.

Пункт 4.26.9 СП.

При наличии нескольких стоматологических кресел в кабинете они разделяются непрозрачными перегородками высотой не ниже 1,5 метров.

Пункт 4.26.10 СП.

При наличии в стоматологической медицинской организации не более 3 кресел стерилизационное оборудование устанавливается непосредственно в кабинетах.

Пункт 4.26.11 СП.

Стоматологические кабинеты оборудуются раздельными или двухсекционными раковинами для мытья рук и обработки инструментов. При наличии стерилизационной и организации в ней централизованной предстерилизационной обработки инструментария в кабинетах устанавливается одна раковина. В операционном блоке раковины устанавливаются в предоперационной.

Раковины в хирургических кабинетах, стерилизационных, предоперационных должны быть оборудованы локтевыми или сенсорными смесителями.

Пункт 4.26.12 СП.

Помещения стоматологической (зуботехнической) лаборатории и стоматологического кабинета, в которых проводятся работы с гипсом, должны иметь оборудование для осаждения гипса из сточных вод перед спуском в канализацию.

В стоматологических медицинских организациях общей площадью не более 500 кв. м, в помещениях классов чистоты Б и В (кроме операционных, рентгенокабинетов, кабинетов компьютерной и магнитно-резонансной томографии) проветривание помещений осуществляется через открывающиеся фрамуги или вытяжную вентиляцию без механического побуждения.

Пункт 4.26.13 СП.

В помещении стоматологической (зуботехнической) лаборатории местные отсосы и общеобменная вытяжная вентиляция могут быть объединены в одну вытяжную систему в пределах помещений лабораторий или в помещении вентиляционной камеры. Устройство общей общеобменной приточной вентиляции для помещений лабораторий и других помещений стоматологической медицинской организации, при этом подачу приточного воздуха в помещения лаборатории необходимо организовывать по самостоятельному воздуховоду, проходящему от вентиляционной камеры, с установкой на нем обратного клапана в пределах вентиляционной камеры.

Пункт 4.26.14 СП.

Технологическое оборудование стоматологическая (зуботехническая) лаборатория, в состав которого входят секции для очистки удаляемого воздуха от данного оборудования, а также оборудование замкнутого цикла, не требует дополнительных местных отсосов, а также локальных вытяжных зонтов.

Пункт 4.26.15 СП.

В зуботехнических лабораториях должны быть местные отсосы (локальные вытяжные зонты) от рабочих мест зубных техников, шлифовальных моторов, в литейной над печью, в паяльной, над нагревательными приборами и рабочими столами в помещении для полимеризации материалов. Воздух, выбрасываемый в атмосферу, должен очищаться в соответствии с технологической характеристикой оборудования и материалов. Системы местных отсосов конструктивно должны быть автономными от систем общеобменной вытяжной вентиляции стоматологических медицинских организаций.

Пункт 4.26.16 СП.

В помещениях, к которым предъявляются требования асептических условий, должна быть скрытая прокладка коммуникаций, воздуховодов, трубопроводов, арматуры.

Пункт 4.26.17 СП.

Минимальное количество помещений, необходимых для функционирования стоматологической медицинской организации, включает: вестибюльную группу, кабинет врача-стоматолога, комнату для персонала, туалет, кладовую.