2. Аттестация АСС (АСФ) на право ведения ЛРН на территории

2.1. При проведении аттестации АСС (АСФ) рассматриваются поступившее в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения АСР и прилагаемые к нему документы.

2.2. Перечень документов, представляемых для аттестации АСС (АСФ), определен пунктами 13 и 14 Положения о проведении аттестации.

В соответствии с пунктом 10 Положения об АК аттестационные комиссии могут запрашивать и получать от организаций и граждан на основании письменных запросов необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к деятельности аттестационных комиссий [6].

Проверку соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к выполнению задач по предназначению и проведению ЛРН на территории рекомендуется проводить в формате документарной и выездной проверки.

В случае выявления в ходе документарной проверки в представленных документах недостоверной или искаженной информации, непредставления какого-либо из предусмотренных документов дальнейшая (выездная) проверка соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, может не проводиться, и аттестационной комиссией может быть принято решение об отказе в аттестации АСС (АСФ) [1].

2.3. Определение готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории осуществляется в ходе выездной проверки в месте ее (его) дислокации аттестационной комиссией или создаваемой в установленном порядке рабочей группой. При наличии нескольких мест дислокации АСС (АСФ) конкретные места для проведения проверки (проверок) определяются решением председателя (заместителя председателя) аттестационной комиссии.

Перед началом проверки руководитель рабочей группы проводит установочное совещание с руководящим составом АСС (АСФ) по проверяемым вопросам, представляет членов рабочей группы.

В ходе проверки проводится смотр личного состава, смотр аварийно-спасательной и другой техники, приборов и снаряжения, затем проверка по отдельным направлениям деятельности, в том числе по профессиональной подготовке спасателей.

При проведении проверки рекомендуется использовать критерии оценки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, в том числе - готовности к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории (приложение А).

2.4. Для определения соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям используется следующая система оценки (по каждому требованию):

- "соответствует" - замечаний нет или имеются замечания, не препятствующие выполнению ЛРН на территории в полном объеме;

- "не соответствует" - имеются замечания, препятствующие выполнению ЛРН на территории.

Рекомендуются к аттестации АСС (АСФ), показавшие оценки "соответствует" по всем проверяемым обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и по результатам проверки готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории.

При наличии оценки "не соответствует" по одному и более обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации АСС (АСФ), и (или) по результатам проверки готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории, АСС (АСФ) не рекомендуется к аттестации на данный вид АСР.

При проведении проверок готовности АСС (АСФ) рекомендуется проводить фотовидеофиксацию хода проверки для последующего представления материалов в аттестационную комиссию и демонстрации на заседании аттестационной комиссии.

2.5. Решение об аттестации АСС (АСФ) на право ведения ЛРН на территории принимается аттестационной комиссией по результатам рассмотрения представленных документов и проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации [1].

2.6. В ходе проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, в соответствии с Положением о проведении аттестации, проверяются:

- полнота и достоверность представленных документов для аттестации АСС (АСФ) (пп. 13, 14 Положения о проведении аттестации);

- наличие учредительных документов АСС (АСФ) (устава (положения), приказа или иного документа о создании АСС (АСФ);

- соответствие состава и структуры АСС (АСФ), утвержденных ее (его) учредителями или организацией, создавшей АСС (АСФ), возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и требованиям законодательства Российской Федерации (приложение Б);

- укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения ЛРН на территории;

- оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями АСС (АСФ), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение ЛРН на территории и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации (приложение В);

- наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению ЛРН на территории в соответствии с технологией ее ведения, а для профессиональной (профессионального) АСС (АСФ), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой (этого) АСС (АСФ) (приложение Г);

- постоянная готовность сил и средств к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации;

2.7. Структура и численность АСС (АСФ) для проведения ЛРН на территории утверждаются учредителем АСС (АСФ) в соответствии с Требованиями к составу и оснащению АСС (АСФ), участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Оснащение АСС (АСФ) специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами не может быть ниже установленных минимальных норм [2].

Для АСС (АСФ), созданных организациями, осуществляющими деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, состав и оснащение АСС (АСФ) определяются учредителем в планах предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов [3] (далее - ПЛРН) с учетом необходимости и достаточности привлекаемых сил и средств для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации в соответствии с Правилами ЛРН, а также с учетом географических, гидрометеорологических и других условий местности [2].

2.8. В ходе проверки анализируются соответствие структуры и численности АСС (АСФ) возлагаемым на нее (него) задачам и функциям.

Укомплектованность АСС (АСФ) личным составом определяется как соотношение фактической численности спасателей, аттестованных на право ведения ЛРН на территории, к установленной организационно-штатной структурой (далее - ОШС) численности работников, должностные (служебные) обязанности которых предусматривают непосредственное участие в проведении АСР, и должна составлять не менее 75 процентов.

При проверке укомплектованности АСС (АСФ) личным составом определяется соответствие фактической структуры и численности АСС (АСФ) требованиям нормативных документов, локальным актам о структуре и численности АСС (АСФ), утвержденным учредителем, сведениям в документах, представленным в аттестационную комиссию.

2.9. Проверка постоянной готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории осуществляется путем проведения учебной тренировки, с учетом сценариев, прописанных в ПЛРН (при наличии обслуживаемых объектов), с выездом к месту проведения АСР, развертыванием сил и средств и демонстрацией действий по проведению ЛРН на территории (приложение Е).

К проведению учебной тренировки привлекаются руководящий состав и спасатели АСС (АСФ) в полном составе (за исключением отсутствующих по уважительной причине). План проведения учебной тренировки разрабатывается заблаговременно и доводится до проверяемой АСС (АСФ).

В ходе учебной тренировки проверяется возможность прибытия АСС (АСФ) от места постоянной дислокации к месту проведения ЛРН на территории и проведения работ по локализации за время, не превышающее с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - 6 часов [3].

Для профессиональных АСС (АСФ) оценивается организация несения дежурства (приложение Ж).

При выполнении ЛРН на территории также проверяется уровень профессиональной подготовки работников органов управления и спасателей АСС (АСФ). Критериями уровня профессиональной подготовки являются знание специальной терминологии, правильность выполнения практических заданий, соблюдение последовательности их выполнения, технологии и необходимых мер безопасности.

2.10. При проведении проверки постоянной готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории используется техническое оснащение, имеющееся у аттестуемой АСС (АСФ).

2.11. По результатам проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к выполнению возложенных на нее (него) задач [1] составляется Акт проверки АСС (АСФ) (приложение З), который представляется в аттестационную комиссию.

В Акте проверки АСС (АСФ) делается вывод о соответствии АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, и готовности к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории и указываются:

максимальный объем разлива нефти и нефтепродуктов, локализацию и ликвидацию которого способна осуществить аттестуемая АСС (АСФ) на сухопутной территории организаций, входящих в заявленную зону ответственности АСС (АСФ);

максимальный объем разлива нефти и нефтепродуктов, локализацию и ликвидацию которого способна осуществить аттестуемая АСС (АСФ) на поверхностных водных объектах (за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации) организаций, входящих в заявленную зону ответственности АСС (АСФ).

2.12. При положительном решении аттестационной комиссии об аттестации АСС (АСФ) на право ведения ЛРН на территории в протоколе заседания, а также на оборотной стороне свидетельства об аттестации АСС (АСФ) указываются максимальные объемы разлива нефти и нефтепродуктов, локализацию и ликвидацию которых может осуществить аттестуемая АСС (АСФ) на сухопутной территории и на поверхностных водных объектах (за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации), например:

"ЛРН (терр.) на сухопутной территории - до 500 тонн, на водных объектах - до 100 тонн".