III. ФОРМИРОВАНИЕ СЧЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ

Статистический учет экологических налогов и платежей является частью системы природно-экономического учета и основывается на методологических положениях системы национальных счетов в части учета обязательных безвозмездных платежей.

Схема формирования счета экологических налогов и платежей с источниками информации приведена в приложении N 1 к Методическим указаниям. Схема может уточняться по мере расширения источников информации и актуализации сведений о налоговой базе платежей.

Алгоритм формирования счета экологических налогов и платежей состоит из трех этапов:

1. Отбор экологических налогов и платежей из перечня поступлений бюджетных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации в соответствии с применяемыми методами учета экономических операций по сектору государственного управления в системе национальных счетов.

Решение о том, является ли платеж (плата, подать, сбор, доход, поступление средств, отчисление, пошлина, акциз) экологическим налогом, базируется на анализе налоговой базы, а не на названии, используемом для описания, или цели, для которой платеж взимается. Данный этап осуществляется путем сопоставления налоговых баз поступлений бюджетных средств на основании информации Налогового кодекса Российской Федерации по элементам налогообложения. Отбору подлежат поступления бюджетных средств со значениями показателей больше нуля.

В качестве примера в приложении N 2 к Методическим указаниям приведены наименования поступлений бюджетных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации, включаемых в счет экологических налогов и платежей. Ежегодно данный перечень актуализируется с учетом принимаемых изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

2. Для группировки статистической информации и возможности детального анализа результатов формирования счета, экологические налоги и платежи разбиваются по категориям налоговой базы.

Группировка платежей по категориям налоговой базы осуществляется путем сопоставления их налоговой базы с описанием элементов счета экологических налогов и платежей и информации о налогах на производство и импорт системы национальных счетов. В приложении N 2 к Методическим указаниям приведено распределение поступлений бюджетных средств в консолидированный бюджет Российской Федерации, включаемых в счет экологических налогов и платежей.

Платеж распределяется по нескольким категориям в том случае, если он имеет несколько налоговых баз и исходные данные позволяют осуществить такую разбивку.

Расчет экологических налогов за отчетный год осуществляется по следующей формуле:

00000001.wmz (1)

где:

Te - экологические налоги, млрд руб.;

Tij - налог j-й категории налоговой базы, относящийся к i-му отобранному поступлению бюджетных средств, млрд руб.;

j - номер категории налоговой базы:

j = 1 - налоги на энергоносители, j = 2 - транспортные налоги, j = 3 - налоги на загрязнение окружающей среды, j = 4 - налоги на природные ресурсы;

i - номер отобранного поступления бюджетных средств; i = 1, ..., Nj;

Nj - число отобранных поступлений бюджетных средств, относящихся к j-й категории налоговой базы.

Категориями налоговой базы, формирующими экологические налоги, являются:

1) налоги на энергоносители - налоговые поступления, взимаемые с энергетических продуктов как для транспортных средств (бензин, дизельное топливо), так и для стационарных объектов (углеводородное сырье, продукты его переработки, электричество). Также сюда включаются налоги на биотопливо и любые другие виды энергии из возобновляемых источников;

2) транспортные налоги - налоговые поступления, связанные с производством, торговлей, владением и использованием транспортных средств и связанных с ними транспортных услуг, если они соответствуют общему определению экологических налогов;

3) налоги на загрязнение окружающей среды - налоговые поступления на измеренные или рассчитанные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение и захоронение отходов (размещение отходов);

4) налоги на природные ресурсы - налоговые поступления, связанные с забором или использованием природных ресурсов, таких как биологические ресурсы и ресурсы древесины. Все налоги и платежи, связанные с добычей или использованием минерально-энергетических, земельных, почвенных ресурсов, исключаются из данной категории.

Расчет прочих экологических платежей за отчетный год осуществляется по следующей формуле:

00000002.wmz (2)

где:

Po - прочие экологические платежи, млрд руб.;

Pij - платеж j-й категории налоговой базы, относящийся к i-му отобранному поступлению бюджетных средств, млрд руб.;

j - номер категории налоговой базы:

j = 1 - платежи за землепользование, j = 2 - платежи за добычу нефти и природного газа, j = 3 - платежи за добычу природных ресурсов (за исключением нефти и природного газа), j = 4 - штрафы;

i - номер отобранного поступления бюджетных средств; i = 1, ..., Nj;

Nj - число отобранных поступлений бюджетных средств, относящихся к j-й категории налоговой базы.

Категориями, формирующими прочие экологические платежи, являются:

1) платежи за землепользование - поступления средств, которые взимаются с деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, по использованию земли, не учитываемые в национальных счетах в качестве налогов на производство. В категории "платежи за землепользование" не учитывается понятие "земельный налог", применяемое в Налоговом кодексе Российской Федерации, где земля рассматривается как объект недвижимости, ввиду различий применяемых налоговых баз;

2) платежи за добычу нефти и природного газа - поступления средств от ресурсной ренты и налогов, взимаемых с добытого углеводородного сырья в виде нефти, газового конденсата и природного газа, не учитываемые в национальных счетах в качестве налогов на производство;

3) платежи за добычу природных ресурсов (за исключением нефти и природного газа) - поступления средств от ресурсной ренты и налогов, взимаемых с прибыли добывающих компаний;

4) штрафы - обязательные платежи (возмещение убытков), связанные с нарушением норм, правил и требований в области охраны окружающей среды.

3. Распределение экологических налогов по институциональным секторам экономики осуществляется в соответствии с Классификацией институциональных секторов экономики (далее - КИСЭ) <1> по следующим секторам:

--------------------------------

<1> КИСЭ включена в качестве приложения "В" к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012, утвержденному приказом от 16 октября 2012 г. N 505-ст. КИСЭ включена в ОКОПФ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2018 г. N 781-ст (изменение 3/2018 ОКОПФ).

сумма по секторам "Нефинансовые корпорации" (код 11) и "Финансовые корпорации" (код 12);

"Домашние хозяйства" (код 14);

"Остальной мир" (код 2).

Распределение суммы секторов нефинансовых и финансовых корпораций по отраслям осуществляется исходя из основного вида экономической деятельности производственных единиц (предприятий). Номенклатура отраслей основана на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) <2>, гармонизированном с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) (NACE Rev.2). Перечень отраслей приведен в приложении N 3 к Методическим указаниям.

--------------------------------

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.

В соответствии с методологическими указаниями ОЭСР 2019 распределение прочих экологических платежей по институциональным секторам и отраслям не осуществляется.

В порядке приоритета используются следующие методы распределения суммы поступлений экологических налогов по институциональным секторам и отраслям, исходя из информации о налогоплательщиках (плательщиках сборов) и в зависимости от наличия данных:

1) на основе структуры данных в системе национальных счетов и базовых и ежегодных таблицах ресурсов и использования товаров и услуг;

2) на основе структуры сводных итогов по формам федерального статистического наблюдения и данных Федеральной налоговой службы о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (см. раздел II Методических указаний);

3) на основе прямого распределения налоговых доходов.

Схема распределения экологических налогов по институциональным секторам экономики и отраслям представлена в приложении N 1 к Методическим указаниям с применением следующих источников информации:

1) для распределения налогов на энергоносители используется структура распределения данных по секторам и отраслям в базовых и ежегодных таблицах ресурсов и использования товаров и услуг (производство моторного топлива, реализуемое через сеть розничных автозаправочных станций, нефтепродуктов, кроме моторного топлива, реализуемого через розничную торговлю, газа природного в газообразном или сжиженном состоянии, импорт нефти и газа природного);

2) для распределения транспортных налогов используется структура распределения данных по секторам и отраслям о налогах на производство и импорт, в том числе других налогах на производство, системы национальных счетов (транспортный налог), в базовых и ежегодных таблицах ресурсов и использования товаров и услуг (производство легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов и прочих транспортных средств, импорт автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов);

3) для распределения налогов на загрязнение окружающей среды используется структура распределения данных по секторам и отраслям о налогах на производство и импорт, в том числе других налогах на производство, системы национальных счетов (транспортный налог), в базовых и ежегодных таблицах ресурсов и использования товаров и услуг (импорт веществ химических, продуктов химических и волокон химических, кроме веществ взрывчатых); структура сводных итогов по формам федерального статистического наблюдения N 4-ОС, N 2-ТП (воздух), N 2-ТП (водхоз), N 2-ТП (отходы) (плата за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления);

4) для распределения налогов на природные ресурсы используется структура распределения данных по секторам и отраслям о налогах на производство и импорт, в том числе других налогах на производство системы национальных счетов (другие налоги на производство), а также данных по форме N 1-НОМ.

В случае если плательщиком экологического налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации является совокупность институциональных единиц-нерезидентов, то данное поступление бюджетных средств в полной мере относится к сектору экономики "остальной мир".