4.1. Общие положения

4.1.1. Эксплуатант должен обеспечить для представителей уполномоченного органа возможность проведения плановых и внеплановых выездов, предусмотренных пунктом 2.24 ФАП-494, включая обеспечение доступа на объекты и воздушные суда эксплуатанта (ФАП-494 п. 2.27).

В случае если по результатам планового или внепланового выезда установлено несоответствие эксплуатанта требованиям настоящих Правил, то эксплуатант в срок, указанный в акте проверки, представляет в уполномоченный орган отчет об устранении выявленных несоответствий и замечаний.

Срок устранения несоответствий и замечаний не должен превышать 90 календарных дней с даты утверждения акта (ФАП-494 п. 2.28).

Нормативные ссылки: ФАП-494 п. 2.27, 2.28.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие порядок учета результатов проверок;

- документы, подтверждающие, выполнение мероприятий по устранению выявленных в ходе проведения проверок несоответствий, реализации предложенных в ходе проведения проверок рекомендаций.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 463 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 464 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 465 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 466 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 467 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 468 Не применимо

Рисунок 469 Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания

4.1.2. Эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ по договору гражданско-правового характера специалистов, включая лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ (далее - авиационный персонал) (ФАП-494 п. 2.5).

Нормативные ссылки: ФАП-494 п. 2.5, 2.16, Приложение N 2, ФАП-128 п. 4.10; ФАП-285 п. 47, 61в, Гл. 4, п. 43, п. 44; ФАП-147 Гл. 17, ФАП-128 п. 2.25, Приложение 6 Часть I, Глава 8, п. 8.5 (83-bis).

Проверяемая документация:

- приказы о назначение на должность лиц, ответственных за поддержание летной годности воздушных судов;

- трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера с лицами, ответственными за поддержание летной годности воздушных судов;

- документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании или подготовке лиц, ответственных за поддержание летной годности воздушных судов;

- порядок взаимодействия эксплуатанта (заявителя) со сторонними организациями, осуществляющими техническое обслуживание воздушных судов, включая требования по контролю таких организаций со стороны эксплуатанта (заявителя).

- справка о фактической численности персонала, обеспечивающего поддержание летной годности, соблюдение требований по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов, заверенная руководителем заявителя;

- должностные инструкции, в том числе определяющие квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему поддержание летной годности, соблюдение требований по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов;

- свидетельства авиационных специалистов;

- удостоверения о придании силы свидетельствам специалистов, выданных иностранными государствами;

- трудовые книжки специалистов;

- приказы о назначении на должность авиационных специалистов;

- трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера.

Комментарии эксплуатанта:

Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 470 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 471 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 472 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 473 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 474 Не применимо

Рисунок 475 Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания:

4.1.3. Эксплуатант должен обеспечить поддержание летной годности, соблюдение требований по наземному и техническому обслуживанию гражданских воздушных судов, а также должен осуществлять подготовку и выполнение полетов воздушных судов в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации (ФАП-494 п. 2.4).

Эксплуатант воздушного судна при выполнении авиационных работ обеспечивает:

поддержание воздушного судна в пригодном для выполнения полетов состоянии;

исправность воздушного судна, его компонентов и аварийного оборудования, необходимого для планируемого полета;

наличие действительного сертификата летной годности (ФАП-128 п. 2.27)

Техническое обслуживание воздушного судна, осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией, приемлемой для государства регистрации воздушного судна.

Запрещается эксплуатация воздушного судна, если его техническое обслуживание не выполнено и не подтверждено необходимыми записями в эксплуатационной документации и (или) соответствующем документе (далее - свидетельство о выполнении технического обслуживания) (ФАП-128 п. 2.28).

Свидетельство о выполнении технического обслуживания выдает организация по техническому обслуживанию и ремонту, имеющая сертификат, выданный в соответствии с ФАП-285 или лицо, указанное в пункте 2.25 ФАП-128 (ФАП-128 п. 2.29).

Свидетельство о выполнении технического обслуживания содержит данные, включающие:

основные сведения о выполненном техническом обслуживании воздушного судна, его форме (объеме);

дату завершения технического обслуживания воздушного судна;

когда это применимо, данные об утвержденной организации по техническому обслуживанию;

данные об уполномоченном лице (лицах), подписавшем свидетельство (ФАП-128 п. 2.30).

Примечание: Свидетельство о выполнении технического обслуживания может быть выдано лицом, указанным в пункте 2.25 ФАП-128, только если воздушное судно имеет сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие к требованиям летной годности и к охране окружающей среды.

Нормативные ссылки: ФАП-494 п. 2.4; ФАП-128 пп. 2, 27, 2.28, 2.29, 2.30, 4.10.

Проверяемая документация:

- положения РПП (иные документы) содержащие описание системы управления техническим обслуживанием, полномочия и ответственность персонала по выполнению (контролю выполнения) требования;

- договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию (если техническое обслуживание выполняется на основании договоров);

- свидетельства о выполнении технического обслуживания;

- эксплуатационная документация, формуляры ВС и двигателей;

- выборочная проверка фактического состояния элементов конструкции воздушного судна.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 476 Подтверждено документами и выполняется (соответствует)

Рисунок 477 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (соответствует)

Рисунок 478 Подтверждено документами, но не выполняется (не соответствует)

Рисунок 479 Выполняется, но не подтверждено документами (не соответствует)

Рисунок 480 Не подтверждено документами и не выполняется (не соответствует)

Рисунок 481 Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания

4.1.4. Эксплуатант должен реализовывать процедуры, обеспечивающие своевременное ознакомление персонала эксплуатанта с необходимой информацией, включая информацию о безопасности полетов, авиационной безопасности, изменениями в воздушном законодательстве Российской Федерации, правилами и иными нормативными правовыми актами государств, на территории которых осуществляется деятельность эксплуатанта, а также изменениями в руководствах эксплуатанта (ФАП-494 п. 2.17).

Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта (ФАП-128 п. 4.3).

Нормативные ссылки: ФАП-494 п. 2.8, 2.17; ФАП-128 п. 4.3.

Комментарии эксплуатанта

Проверяемая документация:

- положения РПП (иные документы), содержащие предусмотренные настоящим пунктом требования;

- документы, подтверждающие изучение инженерно-техническим персоналом поступающей руководящей документации и своевременное ознакомление с изменениями в эксплуатационной документации.

Рисунок 482 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 483 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 484 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 485 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 486 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 487 Не применимо

Рисунок 488 Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания

4.1.5. Эксплуатируемые воздушные суда должны быть оборудованы для выполнения заявленных видов авиационных работ (ФАП-494 п. 2.2).

Эксплуатант не должен использовать воздушные суда, обладающие сертификатом летной годности, выданным на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, при выполнении авиационных работ, предусматривающих нахождение на борту лиц, не входящих в состав экипажа воздушного судна (ФАП-494 п. 2.3).

Нормативные ссылки: ФАП-494 пп. 2.2, 2.3.

Проверяемая документация:

- документы, подтверждающие соответствие оборудование воздушных судов заявленным видам авиационных работ, полномочия и ответственность персонала по выполнению и контролю выполнения требования;

- выборочная проверка фактически установленного на воздушных судах эксплуатанта оборудования, необходимого для выполнения заявленных видов работ.

- сертификаты летной годности, выданные, в том числе, на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 489 Подтверждено документами и выполняется (соответствует)

Рисунок 490 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (соответствует)

Рисунок 491 Подтверждено документами, но не выполняется (не соответствует)

Рисунок 492 Выполняется, но не подтверждено документами (не соответствует)

Рисунок 493 Не подтверждено документами и не выполняется (не соответствует)

Рисунок 494 Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания

4.1.6. Эксплуатант ведет контроль утомляемости авиационного персонала, занимающегося техническим обслуживанием воздушного судна, для исключения возможности выполнения персоналом своих обязанностей в состоянии утомления (ФАП-128 п. 4.14).

Нормативные ссылки: ФАП-128 п. 4.14; Приказ N 181.

Комментарии эксплуатанта

Проверяемая документация:

- положения РПП (иные документы), содержащие предусмотренные настоящим пунктом требования;

- документы по учету и контролю рабочего времени специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов.

Рисунок 495 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 496 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 497 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 498 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 499 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 500 Не применимо

Рисунок 501 Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания

4.1.7. Эксплуатант воздушного судна при выполнении авиационных работ, не относящихся к легким или сверхлегким, обеспечивает хранение следующих регистрируемых данных:

а) общего времени (ресурсов и сроков службы) с начала эксплуатации воздушного судна и всех его агрегатов с ограниченным ресурсом или сроком службы;

б) текущих сведений о соблюдении всей действующей обязательной информации о сохранении летной годности;

в) данных о модификациях и ремонтах;

г) времени эксплуатации (ресурсов и сроков службы) после последнего капитального ремонта воздушного судна или его агрегатов;

е) данных о техническом обслуживании.

Регистрируемые данные, указанные в подпунктах "а" - "г", хранятся не менее 90 дней после окончательного снятия с эксплуатации соответствующего компонента воздушного судна, а регистрируемые данные, указанные в подпункте "е", хранятся не менее одного года после подписания свидетельства о техническом обслуживании.

В случае временной или постоянной смены владельца регистрируемые данные предоставляются новому владельцу (ФАП-128 п. 2.31).

Организация по ТО хранит копии всей документации о выполненном техническом обслуживании:

по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов в течение 2 лет с даты оформления свидетельства о выполнении ТО;

по периодическому техническому обслуживанию воздушных судов в течение межремонтного ресурса воздушного судна (для воздушных судов, межремонтный ресурс которых не определен, в пределах не менее максимальной периодичности технического обслуживания, но не менее семи лет) с даты оформления свидетельства о выполнении ТО;

по техническому обслуживанию компонентов воздушных судов в течение не менее пяти лет с момента оформления талона летной годности;

по техническому обслуживанию (ремонту) двигателей в течение назначенного срока службы (до списания).

Документация о выполненных работах оформляется на бумаге или в электронном виде, гарантирующем защиту от повреждения, изменения и хищения (ФАП-285 п. 71).

Нормативные ссылки: ФАП-128 п. 2.31, ФАП-285 п. 71.

Проверяемая документация:

- документы, подтверждающие предусмотренные настоящим пунктом требования, полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по выполнению (контролю выполнения) требования;

- справки по наработке воздушного судна и его агрегатов с начала эксплуатации, а также после последнего ремонта;

- отчеты об учете и выполнении на воздушных судах эксплуатанта обязательных сервисных бюллетеней разработчика, директив летной годности государства разработчика и государства эксплуатанта, других эквивалентных документов, предусмотренных уполномоченным органом;

- отчеты о выполненных ремонтах и модификациях на воздушных судах эксплуатанта;

- выборочная проверка наличия записей в формулярах и паспортах о выполненном техническом обслуживании на воздушном судне и его агрегатах;

- отчеты эксплуатанта о крайнем выполнении каждой формы технического обслуживания с указанием реквизитов организации по ТОиР.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 502 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 503 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 504 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 505 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 506 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 507 Не применимо

Рисунок 508 Не проверялось

Выявленные несоответствия и/или замечания