II. Необходимость создания и развития системы мониторинга

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" осуществление мониторинга в рассматриваемой сфере деятельности возложено на специально образованные:

Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия);

комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации (далее - региональные комиссии).

Государственная комиссия проводит мониторинг ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - мониторинг ситуации) и координирует деятельность следующих федеральных органов исполнительной власти:

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство энергетики Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство спорта Российской Федерации;

Министерство иностранных дел Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Федеральное агентство по рыболовству;

Федеральная служба государственной статистики;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.01.2024 N 124-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Федеральная антимонопольная служба;

Федеральная служба по аккредитации.

Организационное и материально-техническое обеспечение Государственной комиссии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Региональные комиссии осуществляют мониторинг ситуации на региональном уровне и координируют деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Организационное обеспечение деятельности региональных комиссий осуществляется высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.01.2024 N 124-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

На местном уровне в пределах своей компетенции мониторинг ситуации осуществляют органы местного самоуправления.

Государственная комиссия и региональные комиссии осуществляют мониторинг ситуации во взаимодействии с общественными объединениями и предпринимательским сообществом.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 256-р мониторинг достижения целей и задач государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции осуществляется посредством следующих основных инструментов:

федеральная государственная информационная система "Единая межведомственная информационно-статистическая система", администрируемая Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики;

государственная автоматизированная информационная система "Управление", администрируемая Министерством экономического развития Российской Федерации;

федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок", администрируемая Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации, администрируемая Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении объектов, предназначенных для обеспечения маркировки отдельных видов товаров и мониторинга их оборота, от 7 июня 2019 г.

В соответствии с Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2963-р, ключевыми целями создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров являются:

обеспечение получения достоверной и оперативной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга ситуации и контроля конкурентной среды на товарных рынках;

обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.

В настоящее время маркируются средствами идентификации лекарственные препараты для медицинского применения, табачная продукция, обувные товары, духи и туалетная вода, фототовары, шины, данные о которых от производства (импорта) до выбытия на кассе поступают в соответствующие информационные системы и используются как контрольно-надзорными органами Российской Федерации, так и непосредственно гражданами.

Проводятся соответствующие добровольные эксперименты по маркировке средствами идентификации готовой и упакованной молочной продукции, упакованной воды, технических средств реабилитации - кресел-колясок.

Запланировано введение обязательной маркировки средствами идентификации некоторых категорий товаров легкой промышленности, отдельных видов молочной продукции.

Задачи системы мониторинга также решаются в рамках международного сотрудничества, особенно с государствами - членами Евразийского экономического союза. Подписаны совместные заявления о взаимодействии в рассматриваемой сфере с Республикой Белоруссия, Республикой Армения, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой. Активизируется информационный обмен, ведется работа по гармонизации нормативно-правовой базы и взаимоувязке информационных систем контроля за незаконным оборотом промышленной продукции.

В рамках заседания Совета Глав Правительств стран Содружества Независимых Государств заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции от 26 мая 2017 г.

В целях привлечения общественного внимания к проблеме незаконного оборота промышленной продукции, организации конструктивного диалога представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, науки и общественности стран Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза для выработки совместных решений и обмена опытом организуются международные мероприятия различного формата и уровня. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Евразийской экономической комиссией и Правительством Российской Федерации регулярно проводится Международный Форум "Антиконтрафакт".

Государственная комиссия готовит и ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклады о ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.

Существующее состояние системы мониторинга рассматривается как начальная фаза ее развития, которая обладает значительным потенциалом для улучшения и характеризуется рядом следующих нерешенных проблем:

не разработаны единая методология, методическое и нормативно-правовое обеспечение проведения мониторинга;

отсутствует единая система сбора и обмена информацией, имеющаяся государственная статистика, данные ведомственной отчетности и экспертные оценки не позволяют вести полноценный и оперативный мониторинг;

отсутствует общий подход к измерению и оценке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, обеспечивающий сопоставимость и измеримость результатов, в том числе по различным отраслям экономики;

не сформировано единое информационно-функциональное пространство, мониторинг ситуации осуществляется в ручном режиме, его процедуры не автоматизированы;

отмечается недостаточность научного, кадрового, информационного и программно-технического обеспечения для решения задач системы мониторинга;

проявляются существенные недостатки межведомственного, межуровневого и международного взаимодействия;

наблюдается недостаточная развитость механизмов корпоративного и общественного контроля.

Необходимость развития системы мониторинга также обосновывается:

национальными интересами и высокой степенью негативного влияния незаконного оборота промышленной продукции на качество жизни населения, экономику, социальную сферу, формирование доходов бюджетной системы, экономическую безопасность Российской Федерации и др.;

стратегическими целями, задачами и приоритетами государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

ожиданиями основных заинтересованных сторон (прежде всего российских потребителей и производителей промышленной продукции);

быстрым ростом источников данных и объемов сложной для обработки информации об обороте промышленной продукции, находящихся в государственных информационных системах, а также ускоренным развитием цифровых технологий;

сокращением времени, требуемого для эффективного реагирования на возникающие вызовы и угрозы.

Ответом на стоящие проблемы, вызовы и угрозы служит Концепция.