Работа с целевой группой "Одаренные дети"

Программы сопровождения и поддержки одаренных обучающихся включают комплексную педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную работу,

поэтому необходима скоординированная работа с одаренными детьми специалистов разного профиля. Целью такой работы является создание системы условий, обеспечивающей актуализацию потенциала детской одаренности, оптимальное развитие интеллектуально-творческих и эмоционально-волевых ресурсов личности, помощь в профессиональном самоопределении, социальном развитии, сохранении психологического и физического здоровья. Организация и программа деятельности в этом направлении может существенно различаться в зависимости от особенностей общеобразовательной организации (общеобразовательная или специализированная школа, интернат), конкретного города, региона. Структура программы сопровождения одаренных обучающихся включает в себя следующее:

Диагностическое направление. Выявление одаренных школьников (в том числе "дважды исключительных"), актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Предполагается изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей, выявление проблем и "зон риска" в развитии.

Важными принципами диагностики одаренности являются:

- комплексный подход к оценке разных сторон поведения и деятельности ребенка;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам;

- оценка одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития, условий культурного и социального окружения, родительской поддержки.

Оценку детской одаренности следует проводить многомерно и многогранно и включать определение не только общих интеллектуальных способностей, но и специфических способностей/талантов, мотивации, интереса, приверженности задаче, а также и психосоциальных переменных, которые способствуют или, наоборот, препятствуют академическому успеху. Важнейшее значение имеет постоянный мониторинг развития обучающихся, который рекомендуется проводить с регулярной периодичностью, - это связано с тем, что некоторые ученики, которые не были выделены как одаренные, могут позже развить и проявить свои экстраординарные способности. Диагностика необходима для выявления их индивидуальных потребностей в учении и определения задач развития в форме индивидуального образовательного плана или программы, для своевременного обнаружения проблем с целью оказания психологической помощи и поддержки.

Психопрофилактическое направление. Оказание помощи одаренным обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута. В рамках данного направления предполагается создание персонализированной модели образования - создание и/или оптимизация образовательной среды с учетом потенциала одаренности и задач личностного развития одаренных школьников, отвечающей их высоким познавательным потребностям и способностям. Создание образовательной среды, включающей разные формы, содержание и методы обучения, систему взаимоотношений и ценностей, пространственно-временную организацию учебного процесса, является лучшей формой профилактики возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей.

Важнейшим средством оптимизации и создания образовательной среды, отвечающей познавательным потребностям и способностям одаренных детей, их личностному своеобразию, выступает ускорение и обогащение учебного плана путем встраивания в него специальных программ, адаптированных к способностям и интересам одаренных обучающихся, группировка детей по способностям и интересам, организация тьюторского сопровождения (наставничества). При этом недостаточно просто поместить одаренных детей в обогащенную среду, а необходимо также предоставлять целевые учебные планы, которые являются амбициозными для обучающихся и в то же время подстраиваются под их способности и интересы.

Коррекционно-развивающее направление. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми - наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Направление предполагает ориентировку, прежде всего, на решение основных проблем развития одаренного обучающегося, препятствующих превращению потенциально одаренного ребенка в одаренного взрослого с состоявшейся профессионально-творческой судьбой. Формирование позитивной Я-концепции и навыков саморегуляции, развитие эмоциональной устойчивости и навыков успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях, содействие социализации и формированию социальных умений, коммуникативных навыков общения в группе сверстников и способов взаимопонимания - те основные направления развивающей работы психолога, которые могут реализовываться в разных формах (индивидуальные и групповые тренинги, фокус-группы, ролевые игры, целевое тьюторское сопровождение).

Отдельной строкой важно обозначить коррекционную работу с одаренными обучающимися, специфика которой заключается в ее одновременном сосуществовании (сочетании) с другими направлениями. Это касается прежде всего "дважды исключительных" детей и одаренных детей с ярко выраженной диссинхронией развития, для которых необходима психолого-педагогическая помощь в преодолении нарушения в развитии того или иного навыка (чтения, например, или письма) или способности, с одной стороны, и ускоренное или обогащенное обучение в той или иной области опережающего развития, с другой.

Профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация одаренных школьников выделяется в качестве отдельного направления работы психологической службы общеобразовательной организации в связи с тем, что трудности выбора и профессионального самоопределения характерны для значительной части одаренных подростков, что обусловлено особенностями развития таких детей.

В процессе организации и разработки профориентационной и профконсультационной программы для одаренных обучающихся необходимо учесть особенности их познавательной и мотивационной сферы. К этим особенностям относятся: быстрая обучаемость; скорость и критичность мышления; повышенная чувствительность к противоречиям; увлеченность одной или несколькими задачами или видами деятельности. В силу этих особенностей многие из хорошо зарекомендовавших себя способов профориентации воспринимаются одаренными школьниками как скучные, детские или недостаточно глубокие. Учитывая это, профессиональная ориентация для одаренных школьников становится гибкой, открытой и инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов.

В профориентационной работе с одаренными обучающимися можно выделить три основные задачи:

1. Научить ориентироваться в многообразии форм профессиональной деятельности в зависимости от их индивидуальных личностных особенностей;

2. Познакомить с требованиями к знаниям и умениям, предъявляемыми разными профессиями;

3. Дать представление о повседневных обязанностях, которые нужно будет выполнять как профессионалам.

Данные три задачи отвечают основной цели профориентационной работы с одаренными детьми: научить их самостоятельно и осознанно делать выбор будущей профессии.

Консультационное направление. Оказание психологической помощи одаренным детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, агрессивное поведение, эмоциональные и соматические расстройства). Это направление работы по своему значению и функциям соответствует "телефону доверия", позволяющему оказывать экстренную психологическую помощь.

Просветительское направление. Развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей, содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Данное направление требует организации работы с родителями и педагогами одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса.

Данная задача может решаться в системе психолого-педагогического сопровождения с помощью разных форм (как традиционных форм консультирования и просвещения, так и семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов), которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру субъектов образовательного процесса.