Реализация в школе программ адресной психологической помощи целевым группам детей: необходимые требования

Реализация в школе программ адресной психологической помощи

целевым группам детей: необходимые требования

Открытый реестр включает апробированные в условиях ОО практики реализации психолого-педагогических программ и технологий с обоснованной эффективностью и описывает основные принципы и научные подходы психолого-педагогической работы с детьми младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста, проблематику работы с категориями детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, имеющих особые образовательные потребности.

Представленные психолого-педагогические программы обосновывают место и роль коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы педагогов-психологов, а также опыт развития междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения образования.

Темы программ (технологий), представленные в открытом реестре, ориентированы на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и требования профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".

Программы прошли экспертную оценку, которая показала, что программы соответствуют нормативным правовым документам, определяющим образовательные права и особенности организации образования разных групп детей, а также отражают потребности образовательной практики и реализуемой в ряде регионов и организаций практики психологической помощи этим детям.

К важному результату проведенного анализа конкурсной экспертизы программ относится тот факт, что педагоги-психологи системы образования все чаще осуществляют обоснование моделей командной работы с проблемами детей и внимание направляют к педагогическому коллективу, а также родителям (законным представителям) обучающихся, понимая, что взрослый является проводником в образовательном мире для ребенка.

Для развития реестра рекомендуется в отношении новых проектов программ также проводить общественно-профессиональную экспертизу с целью получения рекомендации для дальнейшего использования в образовательной практике.

В программы целесообразно включать: современные научные представления о развитии детей и подростков; современный потенциал методического обеспечения для выполнения работ по всем направлениям психолого-педагогической работы в сфере образования; инновационные технологии обеспечения необходимой эффективности психолого-педагогической работы с разными группами обучающихся.

Комплексность отражения всех этих трех составляющих в новых разрабатываемых программах определяет их начальную ценность для разработки школьными психологами обоснованных проектов работы со своим контингентом обучающихся с минимальными рисками в достижении поставленных целей и с научными гарантиями обеспечения современных требований к воспитательной и образовательной практике в школе.

Важным условием реализации программ адресной психологической помощи (психолого-педагогические программы) являются две взаимосвязанные группы задач психологической службы школы - задачи прямой психологической помощи участникам образовательных отношений и задачи создания благоприятных условий обучения и воспитания, требования профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" и ФГОС НОО (ООО, СОО) по оказанию адресной психологической помощи целевым группам детей, учет обоснованных технологий работы с целевыми группами обучающихся в соответствии с проблематикой задач и особенностями возраста (подробнее см. приложение 6).