Особенности организации психологической службы субъекта Российской Федерации

Особенности организации психологической службы субъекта

Российской Федерации

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Статья 42 Федерального закона об образовании определяет кому, кем и где оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Так, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступлений, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

В соответствии с Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года в настоящее время в каждом субъекте Российской Федерации осуществляется модернизация психологической службы образования как инструмента развития всей системы образования. Психологическая служба субъекта Российской Федерации в ответ на вызовы времени призвана существенно обновить цели и задачи, ценностно-смысловые и организационные основы своей деятельности, определяя адекватные объективным требованиям приоритеты, содержание, технологии и стандарты качества психологических услуг.

Ключевыми особенностями действующих региональных моделей Психологической службы субъекта Российской Федерации, фактически сложившиеся в рамках существующего нормативно-правового поля, являются законодательно закрепленное право обучающегося, воспитанника на получение бесплатной доступной качественной психологической помощи в общеобразовательной организации; вариативность систем управления структурными подразделениями Психологической службы субъекта Российской Федерации со стороны органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования; концептуальное единообразие подразделений Психологической службы субъекта Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих оказание психологической помощи:

на уровне образовательной организации - психологическая служба общеобразовательной организации, ППк и/или педагог-психолог;

на уровне муниципального образования - муниципальные ППМС-центры и муниципальные (территориальные) ПМПК;

на уровне субъекта Российской Федерации - региональные ППМС-центры и центральные ПМПК.

Современная психолого-педагогическая служба системы образования субъекта Российской Федерации является социальным ресурсом развития региона и опирается в своем развитии на ряд важных принципов.