Цель, задачи и особенности организации психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий обеспечения образовательного процесса

Цель, задачи и особенности организации психологической

службы общеобразовательной организации по проектированию

благоприятных условий обеспечения образовательного процесса

Приоритетной задачей современной школы является создание благоприятных условий, обеспечивающих повышение качества образования, что связано с развитием и эффективным функционированием Психологической службы ОО, деятельность которой регламентирована правовыми, организационными, кадровыми и методическими нормативами.

Организацию деятельности Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса необходимо строить в соответствии с требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, заложенными в федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного, среднего общего образования, обеспечивающими:

- преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ: дошкольного образования и начального общего образования; основного общего образования; среднего общего образования;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Проектирование благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса возможно исключительно в согласованном взаимодействии всех субъектов образовательных отношений, координирующую и направляющую роль в котором осуществляет администрация общеобразовательной организации.

Рекомендуется обратить внимание на то, что взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний педагога-психолога, педагога, социального педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на равных между собой и с родителями на всех стадиях работы с отдельными детьми и детскими коллективами - необходимое условие, во-первых, эффективной работы общеобразовательной организации, а во-вторых, условие личностного развития и гармонизации психического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Важно учитывать, что образовательно-культурное взаимодействие взрослых вводит обучающихся в социально нормативную систему человеческих отношений, служит ключевым источником развития внутренней культуры, ценностно-смысловых ориентаций, обусловливает траекторию социально-психологического и личностного развития.

Цель деятельности Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса - профессиональное (психологическое, психолого-педагогическое, социальное) обеспечение, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации, реализацию заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития творческой индивидуальности (в соответствии с Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года).

Для реализации основной цели - создания благоприятных психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы в соответствии с содержанием профессионального стандарта педагога-психолога (Психолог в сфере образования) деятельность Психологической службы общеобразовательной организации призвана обеспечивать решение следующих задач:

1. Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы:

- участие в создании развивающей безопасной образовательной среды;

- проведение мониторинга эффективности внедряемых программ и технологий обучения;

- экспертиза программ обучения в части определения их соответствия возрастным и психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

2. Участие в проектировании и реализации программ, входящих в состав ООП (начального, среднего, основного) общего образования:

- развития универсальных учебных действий;

- воспитания и социализации обучающихся (в том числе программы духовно-нравственного развития; программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; профессионального самоопределения обучающихся);

- коррекционной работы.

3. Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся): психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.

4. Организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; социального сиротства, ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов.

5. Психологическая профилактика школьной тревожности и личностных расстройств; эмоционального выгорания - личностных и профессиональных деформаций педагогов общеобразовательной организации.

6. Взаимодействие с педагогическим коллективом/классными руководителями, администрацией, психолого-педагогическим консилиумом, психолого-медико-педагогическим консилиумом, советом профилактики, с образовательными организациями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения по созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья обучающихся, оказание им психологической поддержки, содействие в трудных жизненных ситуациях.

Особое внимание рекомендуется уделять переходным этапам в развитии и образовании обучающихся, что предполагает диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения.

Уровень индивидуальный. Ведущая роль на этом уровне отводится учителю, родителям (законным представителям) и педагогу-психологу. Основной целью их деятельности является создание условий для развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и личностного потенциала, построение индивидуальной траектории обучения и развития, содействие процессу самопознания и самореализации личности обучающихся.

Уровень групповой. На данном уровне работу проводят педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог и т.д. Основная цель их деятельности - содействие обучающимся, относящимся к различным целевым группам (обучающиеся, испытывающие трудности в обучении; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; одаренные дети и т.д.), в решении общих для группы проблемных ситуаций.

Уровень класса. На данном уровне ведущая роль отводится учителю, классному руководителю и педагогу-психологу, которые обеспечивают необходимую педагогическую и психолого-педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации обучающегося, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень образовательной организации. На данном уровне работу проводят педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги. Они выявляют проблемы в развитии обучающихся и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями (законными представителями), сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы обучающихся, осуществляется экспертная, консультативная (индивидуальная и групповая) работа, просветительская работа с администрацией, учителями и родителями (законными представителями).