Рекомендации для специалистов Психологической службы по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса на уровне начального общего образования

Рекомендации для специалистов Психологической службы

по проектированию благоприятных условий для обеспечения

образовательного процесса на уровне начального

общего образования

Часть 1 статьи 66 Федерального закона об образовании определяет стратегическую направленность начального общего образования на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Для обеспечения развития у обучающихся начальной школы начальных форм познавательной и личностной рефлексии как основы формирования внутренней позиции школьника, которая в документах ФГОС начального общего образования включена в личностные образовательные результаты, специалистам Психологической службы общеобразовательной организации рекомендуется:

- развивать у обучающихся способности к самоопределению, то есть переходить от общей позиции к осознанию собственной позиции; способности к саморазвитию и самопознанию;

- развивать умение подключаться к совместным с партнерами действиям, инициировать сотрудничество, координировать свою позицию в групповой работе;

- выполнять рефлексивные операции при решении мыслительных задач, обобщение способов решения, моделирование и идеализацию.

В работе Психологической службы общеобразовательной организации важно использовать научно обоснованные методы и технологии, способствующие развитию социально-коммуникативных компетенций младших школьников:

- организовывать совместную деятельность обучающихся и их диалогическое взаимодействие;

- проектировать и реализовывать сюжетные ситуации, в которых моделируются и в игровой форме решаются социально-коммуникативные задачи;

- внедрять психолого-педагогические программы, эффективность которых для решения психологических задач обучающихся начальной школы является экспериментально доказанной (например, программа "Введение в школьную жизнь" Г.А. Цукерман, в которой проводятся занятия в игровой форме, направленные на знакомство детей с школьной жизнью, ее порядком, на овладение коммуникативными навыками учебного сотрудничества).

В младшем школьном возрасте впервые наиболее отчетливо выявляются те дефициты и искажения развития, которые возникли в дошкольном детстве. В школе становятся очевидными:

- слабые звенья в структуре когнитивной и эмоциональной сферы;

- несформированность произвольных форм поведения - недостаточность саморегуляции;

- незрелость мотивационных образований;

- неспособность к усвоению групповых норм, школьная дезадаптация (внутренняя позиция школьника);

- снижение психоэмоционального благополучия.

Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации в рамках диагностического направления работы целесообразно направить на изучение конкретных эмоциональных и поведенческих реакций обучающихся вне зависимости от темпа их психического развития.

Специалистам Психологической службы общеобразовательной организации рекомендуется внимательно отнестись к маркерам психологического неблагополучия обучающихся и проводить диагностику:

1. Затруднений включения в совместную (фронтальную и групповую) учебную и внеучебную деятельность, что проявляется во внешней пассивности или, напротив, в неадекватном вмешательстве в согласованную деятельность других участников.

2. Нарушений партнерских взаимоотношений со сверстниками, что проявляется в конфликтности и негативных эмоциональных реакциях: неумение сотрудничать в паре со сверстником - планировать, согласовывать усилия и осуществлять совместные действия для достижения общей цели. Умение сотрудничать и взаимодействовать в паре предполагает наличие у каждого из ее участников умений убеждать, аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать партнера, контролировать его действия и адекватно реагировать на них, оказывать помощь партнеру в случае необходимости и разрешать конфликты, возникающие в процессе выполнения совместного задания.

Психологические проблемы просоциального поведения обучающихся начальной школы чаще всего обусловлены дефицитом и обедненностью их социального опыта, фрагментарностью представлений о себе и сверстнике, что проявляется в их неспособности сотрудничать в предметной совместной деятельности.

В этой связи специалистам Психологической службы общеобразовательной организации в конструктивном профессиональном взаимодействии с учителем рекомендуется:

- организовывать специальное обучение коммуникативным навыкам сотрудничества в парах или малых группах в дополнение к педагогическим приемам, используемым учителем на уроках;

- при организации учебной и внеучебной работы в подгруппах учителю и педагогу-психологу целесообразно отказаться от дифференциации и группирования детей по каким-либо признакам: ни по признакам темпа психического развития, ни по признаку уровня развития коммуникативных компетенций, ни по признакам наличия или отсутствия определенного вида дизонтогенеза, ни по принадлежности детей к тем или иным социальным слоям;

- встать на позицию ребенка, понять и принять то, что неспособность обучающегося организовать взаимодействие, неумение договариваться, согласовывать свои действия с действиями собеседника или партнера по совместной деятельности, контролировать их, оказывать ему помощь, разрешать конфликты, слушать и слышать его - все это есть следствие особенностей восприятия ребенком ситуации коммуникативного взаимодействия.

Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в начальной школе рекомендуется направить на решение психологических проблем обучающихся в мотивационной сфере, которые проявляются в:

- незаинтересованности в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами;

- невыраженной любознательности и интеллектуальной пассивности.

Известно, что мотивационная сфера - трудно управляемая и сугубо индивидуальная система. Вместе с тем с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов к обучению и воспитанию возможно построение модели позитивного развития мотивационной сферы обучающихся. Педагог и различные информационные источники являются носителями общественно-социального культурного опыта. Именно от содержания и средств преподнесения информации зависит то, как в дальнейшем полученные знания повлияют на развитие мотивации и самосознания обучающихся.

Для профилактики нарушений психосоциального развития и снижения познавательной мотивации перед педагогом-психологом и учителем стоит ответственная задача проектирования учебных ситуаций, в которых:

- решение зависит от способности детей договориться и принять общее решение;

- развивается умение добывать знания разными способами на основе изученных предметных действий.

Для развития познавательной мотивации важно, чтобы в процессе решения задач возникал познавательный социокогнитивный конфликт между участниками, что необходимо для осознания ими собственной деятельности. Рекомендуется проектировать учебные задания, при решении которых возникают противоречия между:

- имеющимися знаниями и фактами, получаемыми в деятельности; различными уровнями знаний участников;

- использованием сформированного понятия, успешно применяемого ранее, и невозможностью его применить в конкретном задании.

Развитие мотивации сотрудничества обучающихся необходимо осуществлять в специально организуемых ситуациях взаимодействия в малых группах. Педагог-психолог совместно с учителем задает проблемную ситуацию, распределяет функции участников, обсуждает пути и варианты решения проблемы.

Для решения задачи развития мотивации сотрудничества рекомендуется:

- представить обучающимся исторически культурные способы взаимодействия;

- научить обучающихся разрешению конфликтов в процессе совместной деятельности;

- развивать способности осознать свою значимость, роль в процессе выполнения совместного задания;

- оказывать помощь в планировании этапов выполнения группового задания (то есть ориентировочный этап деятельности);

- обучать школьников распределять свои действия и действия партнеров, ориентироваться на промежуточный результат;

- научить оценивать свои ошибки и ошибки партнера, испробовать различные способы исправления.

Педагогу-психологу важно учитывать, что переживание обучающимися чувства радости, удовлетворения, гордости связано не только с успехами в учебной деятельности, но и с развитием новых межличностных отношений с учителями и сверстниками.