Актуальные версии паспортов размещены на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе https://economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/ (письмо Минэкономразвития России от 09.04.2021 N ОГ-Д29-3034).

6. Дополнительная информация

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.

Структура национального проекта основывается на успешном пилотировании заложенных подходов в 2017 - 2018 годах в рамках реализации приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. N 9) (далее - приоритетная программа). В рамках проекта было определено, что объектом управления являются региональные программы. С субъектами Российской Федерации, отбираемыми по утвержденным критериям, заключаются соглашения, в рамках которых субъекты Российской Федерации берут на себя обязательства по реализации региональных программ. Субъекты Российской Федерации проводят комплексный анализ приоритетных отраслей, экспортного потенциала, потенциала создания новых рабочих мест, спроса и предложения рынка труда, отбирают пилотные предприятия - образцы для реализации проекта. Предприятиям оказывается адресная поддержка по созданию программ по повышению производительности труда. К концу мая 2018 г. Минэкономразвития России были заключены соглашения с 16 субъектами Российской Федерации. На 95 предприятиях ведется адресная работа по созданию образцов, в том числе при поддержке экспертов Федерального центра компетенций (далее - ФЦК) и партнерских организаций. ФЦК является носителем компетенций и лучших практик по повышению производительности труда на федеральном уровне, обобщает полученные в ходе реализации национального проекта знания, анализирует и содействует их тиражированию, проводит обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости; содействует в создании региональных центров компетенций (далее - РЦК) для тиражирования накопленного опыта в субъектах Российской Федерации. Одновременно реализуется ряд системных мер для повышения производительности труда: 1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. Для привлечения предприятий в национальный проект разрабатывается набор мер стимулирования, включая финансовые меры (доступ к государственным мерам поддержки, предоставление льготных займов и налоговых преференций), а также набор нефинансовых мер. Данные меры разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. 2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. В процессе реализации региональных программ, а также поступающих запросов от предприятий формируется список административных барьеров; проводится работа, направленная на актуализацию требований законодательства в связи с изменением технологий, включая сферу промышленной безопасности, совершенствование трудового законодательства, в том числе в целях уточнения квалификационных требований к работникам с учетом новых технологий, и ряд других.

3. Обучение управленческого звена субъектов Российской Федерации и предприятий. Проводится обучение управленческих команд субъектов Российской Федерации (предприятий - участников региональных программ, служб занятости населения и других участников национального проекта). Программы обучения разрабатываются с учетом потребности в навыках управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания новой культуры производительности на предприятиях - участниках национального проекта. 4. Международное взаимодействие. Определен набор приоритетных стран для взаимодействия по вопросам производительности: Япония, Германия, Франция и ряд других стран. Подписан меморандум по сотрудничеству в области производительности между министерствами Российской Федерации и Японии, начата реализация совместного плана действий, включая стажировки, диагностику на пилотных предприятиях, тренинги и обмен опытом. 5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности, методических рекомендаций по созданию региональных программ и другая методологическая работа в области повышения производительности труда. 6. Обеспечение развертывания национального проекта посредством участия компаний - партнеров, а также новых форматов взаимодействия бизнеса и создания новых институтов. С целью максимального охвата предприятий и передачи им компетенций в сфере производительности труда Минэкономразвития России совместно с ФЦК проводит работу по привлечению к работе с предприятиями - участниками национального проекта компаний-партнеров, обладающих компетенциями в области построения производственных систем. 8. Создание системы мер поддержки экспорта на предприятиях. В отдельный блок выделена работа по повышению эффективности функционирования рынка труда. Мероприятия по повышению производительности труда на предприятиях, требующих изменений в квалификации и численности персонала, сопровождаются организованной работой по переобучению работников - участников региональных программ, а при необходимости - по их трудоустройству на другие предприятия. В субъектах Российской Федерации в целях комплексного решения проблем, связанных с занятостью населения, таких как: снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создание новых рабочих мест, активизация взаимодействия работодателей, служб занятости населения (СЗН), образовательных учреждений и других участников рынка труда, проводится работа по повышению эффективности рынка труда, в том числе мероприятиями развития СЗН. Данные меры ориентированы на повышение качества и доступности услуг по трудоустройству и включают: стандартизацию работы СЗН, обучение сотрудников, внедрение активного подхода к трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями, организацию временной занятости в период технологической модернизации, повышение квалификации и переобучение работников, оптимизацию управления системой занятости на региональном и межрегиональном уровнях, организацию оказания услуг, в том числе в электронном виде. Указанные подходы, отработанные в рамках приоритетной программы, сохраняются в структуре национального проекта: федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда", охватывающий мероприятия по созданию условий для роста производительности труда и вовлечению предприятий; федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", включающий работу экспертов ФЦК на предприятиях, создание РЦК, а также сбор и распространение лучших практик посредством цифровой платформы; федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", направленный на решение задачи повышения эффективности рынка труда для повышения производительности труда, в том числе через стандартизацию работы и обновления бизнес-процессов в СЗН.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4.1.

Федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда". В рамках данного федерального проекта решается задача по созданию условий для опережающего роста производительности труда. Проект включает 9 направлений: 1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. В целях вовлечения предприятий в национальный проект будет расширяться и дорабатываться набор мер стимулирования, включая финансовые меры (повышение производительности труда как условие доступа к мерам государственной поддержки, льготным займам, налоговым преференциям), а также набор мер нефинансового стимулирования. Данные меры создают мотивацию для предприятий участвовать в разработке и реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях; дополнительно формируют условия для создания национального движения по повышению производительности труда. 2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. Ведется работа по дополнению списка барьеров, сформированного в рамках работы над приоритетной программой; основными нововведениями являются: создание системы сбора обратной связи от предприятий и субъектов Российской Федерации по всем каналам, быстрое устранение неэффективных мер, поддержка эффективных нововведений. 3. Обучение управленческого звена субъектов Российской Федерации и предприятий; создание образовательных стандартов для обучения инструментам повышения производительности труда во всех образовательных звеньях (школа, средние профессиональные учебные заведения, профильные высшие учебные заведения (ВУЗы). Программы обучения разрабатываются с учетом потребности создания новых компетенций и навыков управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания движения по повышению производительности. 4. Международное взаимодействие. Содействие обмену опытом и взаимовыгодной работе в рамках повышения производительности труда с основными странами-партнерами; основная задача - переход к практическому внедрению лучших методик и выход на новые совместные проекты. 5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности труда; разработка методических рекомендаций по созданию региональных программ. 6. Создание системы мер стимулирования субъектов Российской Федерации к повышению производительности труда через грантовую поддержку региональных инициатив по повышению производительности труда. 7. Развитие экспортного потенциала предприятий. Тиражирование программы "Экспортный акселератор" по поддержке развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта в части выхода на новые экспортные рынки. В данную программу включено сопровождение участников с помощью обучения, наставничества и экспертной поддержки через все этапы экспортной программы до заключения экспортного контракта. Цель - 25% участников выходят на значимый экспортный контракт. 8. Участие в пилотных проектах по цифровой трансформации. Определение потребности и возможности внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий. 9. Работа с крупными государственными компаниями, компаниями с государственным участием.

4.2.

Федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" Для совершенствования бизнес-моделей предприятий и внедрения изменений, касающихся, в том числе управления, производства, логистики, сбыта, предприятиям предоставляются эксперты, для организации работы которых создан Федеральный центр компетенций (далее - ФЦК), а также сеть региональных центров компетенций (далее - РЦК). ФЦК и РЦК распространяют лучшие практики по повышению производительности труда. ФЦК накапливает знания (международные практики, лучшие практики по субъектам Российской Федерации, данные предприятий для сопоставления, бенчмарки и др.), разрабатывает и тиражирует методики в области повышения производительности труда на предприятиях, сопровождает подбор и обучение персонала РЦК, организует стажировки, осуществляет аттестацию сотрудников РЦК для их дальнейшей самостоятельной реализации программ в субъектах Российской Федерации, осуществляет обучение сотрудников предприятий и РЦК методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости, в том числе путем онлайн-обучения и проведения вебинаров, создает типовые коробочные решения для самостоятельного применения инструментов повышения производительности труда предприятиями разных отраслей, в том числе не являющимися участниками национального проекта, создает и поддерживает ИТ-платформу для распространения знаний и лучших практик, онлайн-обучения, осуществляет экспресс-диагностику производительности труда, доступ к мерам поддержки, поддерживает переориентацию каждого предприятия и каждого работника на непрерывное улучшение, повышение компетенций и общей культуры производительности, внедряет соревновательные практики по повышению производительности труда, организовывает образовательные программы, конференции и др. Основная задача экспертов ФЦК на одном предприятии - создать производственный поток-образец (с высокими показателями эффективности) и сформировать команду из сотрудников предприятия для внедрения изменений и последующей самостоятельной работы.

4.3.

Федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" Реализация комплекса мер по повышению производительности труда в субъектах Российской Федерации - участниках проекта сопровождается мероприятиями, направленными на поддержание текущего уровня занятости работников предприятий - участников реализации проекта. 1. Предусмотрено создание системы обучения и переподготовки работников, участвующих в программах повышения производительности труда на предприятиях. Работники предприятий - участников проекта пройдут обучение, отвечающее потребностям работодателей - участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда. В рамках мероприятий по обучению планируется: - определение категорий работников, которым требуется обучение; - отбор обучающих программ, которые соответствуют целям мероприятий по повышению производительности труда, - обеспечение контроля над реализацией мероприятий по обучению; - анализ опыта обучения, обобщение лучших практик; - контроль трудоустройства и при необходимости содействие трудоустройству работников - участников национального проекта. 2. Планируются мероприятия по повышению эффективности работы системы занятости. Они направлены на обновление и стандартизацию процессов службы занятости населения (СЗН) в целях решения проблем занятости и снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, активизации взаимодействия между работодателями, органами СЗН, образовательными учреждениями и другими участниками рынка труда. Предполагается создание органов СЗН нового типа, оперативно и проактивно действующих в отношении возможных рисков безработицы и неэффективной занятости. Подходы будут проработаны в ходе реализации пилотных проектов в отдельных СЗН и масштабированы. В рамках федерального проекта предполагается: - изучение и анализ текущей ситуации, выявление зон риска и неэффективной работы; - анализ и разработка стратегии по улучшению работы СЗН, формирование типовых решений с учетом региональной специфики, уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; - создание единых требований к органам СЗН нового типа; - оптимизация процессов органов СЗН, выстраивание их в соответствии с едиными требованиями, развитие и мотивация кадрового состава СЗН и другие мероприятия развития. Ожидаемые результаты указанных мероприятий включают: - повышение качества предоставления услуг в сфере занятости населения гражданам (в том числе испытывающим трудности в поиске работы) и работодателям; - создание модельных органов СЗН в субъектах Российской Федерации; - тиражирование внедрения лучших практик (сопровождаемое контролем качества соответствующего внедрения); - повышение качества управления системой органов СЗН.