Гарантии прав плательщиков фискальных сборов и страховых взносов

Ранее выраженные Конституционным Судом правовые позиции распространили действие статьи 57 Конституции, а также фундаментальных принципов налогообложения (справедливость, равенство и соразмерность) на фискальные сборы, т.е. на обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом РФ определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых <1>, в том числе на экологические сборы, как обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством природоохранных мероприятий, взимаемые в целях обеспечения конституционного права на благоприятную окружающую среду и имеющие индивидуально-возмездный и компенсационный характер <2>.

--------------------------------

<1> Постановление от 28 февраля 2006 года N 2-П.

<2> Постановление от 5 марта 2013 года N 5-П.

Исходя из приведенного выше подхода, Конституционный Суд, проверив по запросу Арбитражного суда Республики Карелия, в связи с рассмотрением дела с участием индивидуального предпринимателя, конституционность положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", разрешил проблему уплаты утилизационного сбора за транспортное средство, ввезенное на территорию Российской Федерации в режиме таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и подлежащее возврату иностранной компании-собственнику по истечении срока действия договора аренды, выявив природу утилизационного сбора в качестве элемента системы публичных платежей за загрязнение окружающей среды. Подчеркнув экономическую необходимость подобного сбора для утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства в целях обеспечения экологической безопасности, т.е. защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, Конституционный Суд указал на то, что временное нахождение транспортного средства предполагает существенно меньший объем негативного воздействия в сравнении с постоянным (таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления). Помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) транспортные средства подлежат вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза в течение срока действия данной процедуры; последующая их утилизация на территории Российской Федерации не предполагается. В связи с чем обременение уплатой утилизационного сбора лиц, временно ввозящих транспортные средства, было признано нарушающим принципы справедливости и соразмерности и тем самым неконституционным (Постановление от 19 июля 2019 года N 30-П).

Характеризуя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в качестве материальных гарантий предоставления надлежащего страхового обеспечения и отмечая, что их начисление и уплата в Пенсионный фонд РФ обеспечивают реализацию таких принципов социального страхования, как устойчивость и автономность, государственная гарантированность прав застрахованных лиц (Постановление от 17 января 2018 года N 3-П), <3> Конституционный Суд ранее неоднократно указывал на необходимость распространения на эти платежи всех установленных для налоговых платежей конституционных гарантий <1>. Страховые взносы финансово обременяют плательщиков, а потому при их установлении должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых иных финансовых обременений как разновидности ограничений прав и свобод <2>.

--------------------------------

<3> См. также: Постановление от 30 ноября 2016 года N 27-П.

<1> См.: постановления от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 22 марта 2007 года N 4-П, от 10 июля 2017 года N 9-П.

<2> Постановление от 24 февраля 1998 года N 7-П.

По запросу Верховного Суда РФ (в связи с рассмотрением дела с участием хозяйственного общества) Конституционный Суд, основываясь на названных подходах, по результатам проверки положений Налогового кодекса РФ и ряда законодательных актов подтвердил право страхователя на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поскольку в правовом государстве не может допускаться произвольное лишение частной собственности по основаниям, не имеющим разумного и объективного оправдания, а также с учетом закрепления налоговым законодательством права налогоплательщика на возврат (зачет) сумм, излишне уплаченных, постольку, указал Конституционный Суд, на излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны распространяться все конституционные гарантии права собственности, так как их уплата произведена при отсутствии на то законного основания. Недопустимо установление каких-либо препятствий для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм страховых взносов лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения (Постановление от 31 октября 2019 года N 32-П).

В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, как было разъяснено Конституционным Судом, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также фактически воспроизводящие ранее действовавшую редакцию данной нормы положения статьи 430 Налогового кодекса РФ не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период (Определение от 25 января 2018 года N 43-О) <3>.

--------------------------------

<3> См. также: определения от 12 апреля 2005 года N 164-О, от 12 мая 2005 года N 213-О.

Взаимосвязанные положения Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Налогового кодекса РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не соответствуют Конституции, поскольку они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в целях определения налоговой базы учитывают как доходы, так и расходы, принимаемые в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Тем самым доходы и расходы учитываются данной категорией налогоплательщиков в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (Определение от 30 января 2020 года N 10-О).

В целом, как свидетельствует конституционно-судебная практика за рассматриваемый период, конституционный нормоконтроль остается, как и прежде, важным фактором защиты права собственности хозяйствующих субъектов в рамках налоговых отношений.