Принцип равенства

Для конституционности регулирования важнейшее значение имеет соблюдение нормотворцем принципа равенства.

В том числе регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства, что предполагает закрепление в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени. <1> Как показывает конституционно-судебная практика, недостаточное соблюдение принципа равного налогового бремени ведет ко многим нарушениям прав хозяйствующих субъектов. Это необоснованная дифференциация налогообложения исходя из размера полученной в течение налогового периода прибыли; повышенные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации в зависимости от организационно-правовой формы; произвольные различия лицензионных сборов и дополнительные налоги, введенные по дискриминационным основаниям (местонахождение налогоплательщика, форма собственности и др.).

--------------------------------

<1> Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О.

Между тем, вытекая из части 2 статьи 8, статей 19 и 57 Конституции, принцип равного налогового бремени означает недопустимость установления дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований. <2>

--------------------------------

<2> Постановление от 21 марта 1997 года N 5-П.

Последовательно обосновывая недопустимость дискриминационного обременения доходов частных лиц налогами и иными публичными сборами, которое может порождаться как необоснованной унификацией, так и необоснованной дифференциацией регулирования, Конституционный Суд указывает на недопустимость различий в налогообложении, осуществляемом в рамках одного режима, в зависимости от вида налогоплательщика <3>, и вместе с тем обращает внимание законодателя на необходимость при взимании фискальных и страховых платежей учитывать значимые различия, существующие между различными категориями самозанятых граждан, <4> а также между отдельными группами в рамках одной категории (Постановление от 28 января 2020 года N 5-П).

--------------------------------

<3> Постановление от 19 июня 2003 года N 11-П.

<4> См. также: Определение от 1 декабря 2009 года N 1553-О-П.

В решениях Конституционного Суда неоднократно указывалось на ограничение свободы усмотрения законодателя в установлении и прекращении налоговых обязанностей рядом требований: недопущением введения дискриминационных различий среди налогоплательщиков, а также принципами формальной определенности закона, поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения (Постановление от 2 июля 2020 года, определения от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О).

Осуществление экономической деятельности, в частности предпринимательства, в различных формах (индивидуально или коллективно) не может не предполагать дифференциации правового регулирования различных видов и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Как отмечает Конституционный Суд, обоснованная дифференциация, будучи основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Конституционный принцип, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем <5>. Так, например, применительно к статусным публично-правовым характеристикам различных категорий самозанятых граждан Конституционный Суд указывает, что при всей схожести осуществляемых ими видов деятельности не исключается возможность социально оправданной дифференциации в правовом регулировании отношений с их участием. <1> Это тем более касается различий в правовом регулировании в отношении самозанятых граждан (в частности, адвокатов, деятельность которых не является предпринимательской), с одной стороны, и индивидуальных предпринимателей - с другой (Определение от 13 мая 2019 года N 1200-О).

--------------------------------

<5> См.: определения от 20 ноября 2014 года N 2651-О, от 9 ноября 2017 года N 2515-О.

<1> См.: определения от 6 июня 2002 года N 116-О, от 12 мая 2016 года N 1144-О.

В частности, конституционно допустимо неодинаковое налоговое регулирование различных категорий предпринимателей <2>. Индивидуальная предпринимательская деятельность по своей правовой природе отличается от экономической деятельности организаций тем, что не предполагает обособление и консолидацию капитала, а, напротив, заключается в использовании собственного имущества физического лица в предпринимательских целях. Различия в экономической основе осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями и организациями проявляются и в неодинаковом порядке ведения ими учета доходов, расходов, хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности <3>. Поскольку индивидуальный предприниматель, в отличие от иных хозяйствующих субъектов, использует свое имущество не только для занятия предпринимательством, но и в качестве личного имущества и, таким образом, в целях реализации прав и свобод, не связанных с предпринимательской деятельностью, постольку, отмечает Конституционный Суд, названные особенности обусловливают определение платежеспособности индивидуального предпринимателя по правилам, общим для всех физических лиц <4>. Наряду с этим, в отличие от иных физических лиц, индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, а, следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным, подобно заработной плате работающих по трудовому договору, что обусловливает особый порядок исчисления взимаемых с данной категории плательщиков страховых взносов. <5> Будучи вызвана специфическими характеристиками данного участника предпринимательской деятельности, подобная дифференциация его правового статуса относительно статуса иных хозяйствующих субъектов не является дискриминационной.

--------------------------------

<2> См.: постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 30 января 2001 года N 2-П; определения от 1 декабря 2009 года N 1552-О-О, от 16 июля 2009 года N 1023-О-О и др.

<3> Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О.

<4> См.: Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 11 мая 2012 года N 833-О.

<5> Определение от 24 сентября 2013 года N 1396-О.

Тем самым следование конституционному принципу равенства не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов. Обладая общим значением для всех отраслей законодательного регулирования, данная правовая позиция применительно к сфере налоговых отношений означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к регламентации порядка исчисления налогов в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и учитывает непременный критерий любого фискального регулирования - установление налогов исходя из фактической способности обязанного лица к их уплате (Постановление от 30 июня 2020 года N 31-П) <6>.

--------------------------------

<6> См. также: Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П.

Так, например, подтвердив конституционность закрепленного в Уставе железных дорог РФ положения об ограниченной ответственности перевозчика, а также о возможности взыскания в его пользу высоких штрафов с грузоотправителя (грузополучателя), Конституционный Суд подчеркнул, что деятельность по использованию транспортных средств предполагает повышенный предпринимательский риск, отметив при этом такие особенности транспортных операций, как массовый характер перевозок, повышенная ответственность транспортных организаций как источника повышенной опасности, пространственная рассредоточенность основных средств железнодорожного транспорта, зависимость исполнения транспортных обязательств от погодных условий. <1>

--------------------------------

<1> Определение от 2 февраля 2006 года N 17-О.

Конституционный Суд указывает: поскольку, гарантируя равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, конституционный принцип равенства не исключает возможности установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к разным категориям, постольку он, в частности, не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями лиц - обусловленные в данном случае статусом хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, дающим ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, - являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование (Определение от 28 июня 2018 года N 1577-О) <2>.

--------------------------------

<2> См. также: определения от 7 июня 2001 года N 141-О, от 24 ноября 2005 года N 424-О.