6. Вовлечение граждан на этапах планирования и реализации проекта развития территории

6. Вовлечение граждан на этапах планирования и реализации

проекта развития территории

6.1. В целях повышения уровня доверия граждан, их объединений и иных лиц к участникам разработки проекта развития городской среды и уровня лояльности к реализуемому проекту, а также в целях повышения компетенции граждан в вопросах развития общественных и дворовых территорий уполномоченным органам рекомендуется осуществлять постоянную коммуникацию с гражданами, их объединениями и иными лицами на всех этапах реализации проекта развития территории.

6.2. На этапе планирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях определения степени участия граждан, их объединений и иных лиц для каждого этапа реализации проекта развития территории, а также определения ресурсов, необходимых для проведения мероприятий по вовлечению, с составлением графика, указанного в пунктах 4.3 - 4.5 настоящих Методических рекомендаций.

6.3. На этапе инициирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях совместного выбора и согласования территории, определения целей, задач и функций территории.

6.3.1. На этапе инициирования проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

цели и задачи проекта;

влияние проекта на дальнейшее развитие территории населенного пункта, включая изменения, которые повлечет за собой реализация проекта;

характеристиках участка (места);

планируемый объем финансирования;

планируемые форматы вовлечения, с указанием места и сроков проведения мероприятий.

6.3.2. На этапе инициирования проекта развития территории рекомендуется:

а) информирование применять в случаях, когда в силу определенных причин территория, цели и задачи развития, а также функции территории заранее заданы или сформированы. В этом случае гражданам, их объединениям и иным лицам рекомендуется предоставить информацию о разрабатываемом проекте развития территории, сроках и этапах реализации проекта, планируемых форматах вовлечения на последующих этапах, а также о возможности инициировать собственный проект;

(в ред. Приказа Минстроя России от 02.09.2022 N 723/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) консультирование применять в случаях, когда необходимо совместно с жителями населенного пункта и (или) иными заинтересованными лицами определить территорию реализации проекта, исследовать мнения и пожелания жителей, уточнить цели, задачи и функции планируемого к разработке проекта, проверить градостроительные гипотезы, определить потенциальных участников развития территории и их планы в отношении использования территории;

в) соучастие применять в случаях, когда планируется сформировать ответственное сообщество, активно вовлеченное в реализацию проекта на всех этапах, в состав которого войдут руководители объединений граждан и организаций, в том числе субъектов предпринимательства. Соучастие на этапе инициирования предполагает предметное обсуждение целей и задач развития территории, выявление лиц, готовых принять участие в реализации проекта, сформировать первичные договоренности и перспективы сотрудничества;

г) партнерство применять в случае наличия организаций, заинтересованных в развитии территории и обладающих значительным ресурсом, который может быть дополнительно привлечен при реализации проекта. В качестве партнеров рекомендуется рассматривать бюджетные организации, реализующие иные федеральные проекты, региональные или муниципальные программы, мероприятия которых могут быть синхронизированы с мероприятиями, реализуемыми в рамках проекта развития территории, а также коммерческие организации, обладающие возможностями инвестирования в проект развития территории;

д) инициативное проектирование применять в случае наличия сформированного активного сообщества, в том числе в форме некоммерческой организации, готового предлагать собственные проекты, направленные на развитие территории населенного пункта и решение выявленных проблем на территории населенного пункта, а также принимать участие в реализации таких проектов, в том числе посредством финансового и (или) трудового участия.

(пп. "д" введен Приказом Минстроя России от 02.09.2022 N 723/пр)

6.4. На этапе разработки концепции проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях проведения предпроектного социокультурного исследования, формирования и согласования концепции проекта, в том числе с использованием методов соучаствующего проектирования, определения визуального облика архитектурных решений, функционального наполнения территории, а также формирования лояльного отношения к проекту у жителей населенного пункта и иных лиц.

6.4.1. На этапе разработки и согласования концепции проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

инструменты социокультурного исследования, применяемые разработчиком концепции проекта;

альтернативные варианты концепции проекта;

сведения об экспертах, участвующих в разработке концепции проекта;

сведения о разработке технического задания (далее - ТЗ), форматах вовлечения в разработку ТЗ, механизмах выбора исполнителя ТЗ.

6.4.2. На этапе разработки концепции проекта развития территории рекомендуется:

а) консультирование применять в случаях, когда необходимо получить дополнительную экспертную оценку разработанных вариантов концепции проекта и принятых решений. В рамках консультирования рекомендуется вовлекать представителей экспертного, предпринимательского сообщества, бюджетных организаций и учреждений, а также жителей населенного пункта в целях определения их потребностей и пожеланий, которые могут быть учтены при последующей разработке проекта и социокультурном программировании;

б) соучастие применять в целях совместной с гражданами и иными лицами разработки проекта развития территории, выработки совместных решений, урегулирования разногласий и достижения консенсуса между участниками вовлечения, повышения уровня ответственности участников вовлечения за реализованный проект, определения возможных способов участия в реализации программы развития территории. Вовлечение жителей населенного пункта может способствовать реализации проекта развития территории, востребованной у жителей и отвечающей потребностям различных групп населения и иных лиц;

в) партнерство применять в случаях, когда субъекты предпринимательской деятельности и (или) некоммерческие организации выступают заказчиками разработки проекта, заинтересованы в развитии территории и обладают значительными ресурсами для реализации проекта.

6.5. На этапе разработки и утверждения проектной документации проекта развития территории (далее - проектная документация) и технического задания вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях поддержания внимания граждан, их объединений и иных лиц к проекту в целом, ходу и перспективам его реализации.

6.5.1. На этапе разработки и утверждения проектной документации уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

проведение изысканий;

разработка и согласование проектной документации;

разработка и согласование ТЗ.

6.5.2. На этапе разработки и утверждения проектной документации рекомендуется:

а) информирование о ходе разработки проектной документации и ходе разработки проекта развития территории в целом осуществлять в СМИ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в социальных сетях, в целях поддержания интереса и внимания жителей населенного пункта к проекту, сохранения лояльного отношения и доверия к заказчикам проекта и местным органам власти;

б) консультирование осуществлять с привлечением представителей экспертного сообщества в сфере рассматриваемого вопроса в целях контроля соответствия разрабатываемой проектной документации и ТЗ потребностям и пожеланиям жителей населенного пункта, сформулированных на этапе обсуждения концепции проекта развития территории;

в) соучастие применять в случаях, когда среди активных участников подготовки проекта развития территории имеются граждане, обладающие специальными компетенциями в области строительства и архитектуры, урбанистики, планировки территорий и т.д.

6.6. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях поддержания лояльного отношения граждан, их объединений и иных лиц к проекту, лицам, ответственным за его реализацию, сглаживания негативных социальных эффектов, связанных с неудобством от производства работ по реализации проекта.

6.6.1. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

переход от этапа разработки концепции проекта и проектной документации к этапу выполнения работ по реализации проекта;

сроки реализации проекта;

завершенные этапы реализации проекта;

планируемые этапы реализации проекта;

планируемые сроки окончания работ;

ожидаемые позитивные событийные изменения от реализации проекта;

окончание работ и завершение реализации проекта;

результаты вовлечения, примененные форматы вовлечения, характер и полнота учтенных мнений.

6.6.1.1. На этапе выполнения и приемки работ по благоустройству дворовой территории рекомендуется определить форму участия (финансовое и (или) трудовое) собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом субъекта Российской Федерации), софинансируемых за счет средств субсидии из федерального бюджета, в том числе о доле такого участия, в отношении муниципальных образований - получателей субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об определении указанных условий либо принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении полномочий органам местного самоуправления по определению таких условий в муниципальных программах.

(п. 6.6.1.1 введен Приказом Минстроя России от 02.09.2022 N 723/пр)

6.6.2. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории рекомендуется:

а) информирование граждан, их объединений и иных лиц по вопросам, указанным в пунктах 7.5.1 настоящих Методических рекомендаций, осуществлять в форматах, доступных наибольшему количеству участников вовлечения;

б) консультирование применять по инициативе органов местного самоуправления и (или) проектировщиков, в случаях уточнения деталей проекта, выявления недостатков, допущенных на этапе разработки концепции проекта развития территории, и (или) возникновения альтернативных вариантов размещения объектов. Также к консультированию может быть отнесен авторский надзор, предполагающий эпизодические консультации с архитекторами - авторами концепции проекта;

в) соучастие применять в целях укрепления вовлеченного и ответственного отношения граждан, их объединений и иных лиц в процесс реализации проекта развития территории, а также сплочения жителей населенного пункта. В рамках соучастия рекомендуется осуществление взаимного контроля и проявления инициативы по сопровождению реализации проекта. Ключевым аспектом соучастия может являться приемка территории общественной комиссией, в состав которой входят представители всех групп участников вовлечения, активные участники разработки проекта, иные заинтересованные лица.

г) партнерство применять случае, когда заказчиком проекта развития территории и лицом, осуществляющим оплату выполненных работ, являются отличные от органов местного самоуправления организации. В рамках партнерства рекомендуется организовать конструктивное взаимодействие между организациями - партнерами по реализации проекта в целях учета интересов сторон и недопущения возникновения конфликтных ситуаций;

д) инициативное проектирование применять при реализации проекта путем привлечения участников вовлечения, инициировавших проект, к осуществлению общественного контроля процессов выбора подрядчика, закупки материалов, приемки работ, а также к трудовому участию, например, при проведении демонтажных работ, работ по озеленению и проведению других видов работ, не требующих профессиональной подготовки, финансовому и (или) имущественному участию заинтересованных лиц в реализации проекта.

(пп. "д" введен Приказом Минстроя России от 02.09.2022 N 723/пр)

6.7. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях создания позитивного отношения граждан, их объединений и иных лиц к реализованному проекту развития территории, поддержания мнения о возможности влияния граждан на решение вопросов развития городской среды и позитивные изменения в населенном пункте.

6.7.1. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

начало функционирования реализованной территории;

повседневное функционирование территории, изменения в порядке использования территории (при необходимости);

события и проводимые мероприятия;

ремонтные работы.

6.7.2. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории рекомендуется:

а) в рамках информирования осуществлять профессиональное, широкое освещение в СМИ новостей, связанных с началом функционирования новой реализованной территории, сделать ретроспективу проекта, отметить ключевые этапы его реализации, публично выразить благодарность лицам, принимавшим активное, значительное участие в разработке, обсуждении и реализации проекта развития территории;

б) консультирование применять в случаях, когда на этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта предполагается привлечение участников разработки проекта, а также лиц, осуществляющих деятельности по событийному и содержательному наполнению территории. В рамках консультирования рекомендуется изучать мнения указанных лиц, а также мнения иных жителей населенного пункта - пользователей территории, жителей окрестных домов, арендаторов территории о качестве реализации проекта, необходимости улучшения пространственных решений, функций и сервисов, реализуемых на территории, планируемых мероприятиях;

в) соучастие применять в целях вовлечения жителей населенного пункта в управление реализованной территорией, а также формирования группы активных участников развития территории, которые в дальнейшем могут быть привлечены к разработке и реализации других проектов развития городской среды. В рамках соучастия рекомендуется привлекать жителей населенного пункта к решению вопросов о событийном наполнении реализованной территории, формировании плана мероприятий, а также создавать условия для волонтеров (добровольцев) по поддержанию порядка и сохранению визуального облика реализованной территории и расположенных на ней объектов;

г) партнерство применять путем участия в управлении территорией созданных для этих целей юридических лиц, а также путем вовлечения организаций, выступавших партнерами реализации проекта, иных юридических лиц, заинтересованных в развитии и функционировании территории, в целях привлечения дополнительного финансирования.