Срок действия документа ограничен 31 декабря 2026 года включительно.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 декабря 2020 г. N 2348

ПРАВИЛА
МАРКИРОВКИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ СПЕЦИАЛЬНЫМИ МАРКАМИ
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.08.2021 N 1343,

от 04.03.2023 N 343, от 29.05.2025 N 772)

1. Настоящие Правила определяют порядок нанесения федеральных специальных марок (далее - марки) на алкогольную продукцию.

2. Марки должны быть нанесены:

а) после окончания последней технологической операции, связанной с производством алкогольной продукции, - на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", осуществляющими производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации;

б) до ввоза алкогольной продукции в Российскую Федерацию - на алкогольную продукцию, произведенную в государствах - членах Евразийского экономического союза;

в) на территории Российской Федерации - на ввезенную в Российскую Федерацию алкогольную продукцию, произведенную в государствах, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта;

Пп. "г" п. 2 применяется с 01.03.2026 (Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 772).

г) в местах производства алкогольной продукции за пределами государств - членов Евразийского экономического союза - на алкогольную продукцию, произведенную в государствах, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, в случае, если организации - производители такой алкогольной продукции включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

д) в местах производства алкогольной продукции за пределами государств - членов Евразийского экономического союза - на алкогольную продукцию, маркировка которой марками и ввоз которой в Российскую Федерацию допускаются до 28 февраля 2026 г. включительно в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2025 N 772)

(см. текст в предыдущей редакции)

2(1). Нанесение марок на алкогольную продукцию, указанную в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется:

а) организацией, осуществляющей ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции, или владельцем таможенного склада, включенным в реестр владельцев таможенных складов, с которым указанной организацией заключен договор на оказание услуг по нанесению марок, - на таможенном складе, по месту нахождения которого действует лицензия на хранение алкогольной продукции (для таможенных складов открытого типа) или лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции (для таможенных складов закрытого типа);

б) уполномоченным экономическим оператором, имеющим свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов второго или третьего типа, при условии, что такой уполномоченный экономический оператор является лицом, заключившим сделку с иностранным лицом, поставляющим алкогольную продукцию, на основании которой алкогольная продукция перемещается через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также является получателем и декларантом ввозимой для маркировки марками алкогольной продукции, - в принадлежащих такому уполномоченному экономическому оператору сооружениях, помещениях, предназначенных для временного хранения товаров, по месту нахождения которых действует лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.

(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2025 N 772)

3. Для нанесения марок на потребительскую тару должна применяться технология, исключающая возможность подделки марок и их повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания двухмерного штрихового кода (графической информации в кодированном виде), содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая информационная система), с использованием технических средств единой информационной системы в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте.

4. Марки размером 90 x 26 миллиметров должны наноситься:

с надписью "Алкогольная продукция свыше 9%" - на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, указанной в абзацах третьем - десятом настоящего пункта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2023 N 343)

(см. текст в предыдущей редакции)

с надписью "Вина" - на вино вне зависимости от объема потребительской тары;

КонсультантПлюс: примечание.

Марки, полученные по заявлениям с указанием старого наименования продукции, поданным до 19.08.2021, наносятся по правилам, действовавшим до указанной даты. Оборот такой продукции допускается до истечения срока годности (Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 N 1343).

с надписью "Вина игристые (шампанские)" - на игристое вино вне зависимости от объема потребительской тары;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.08.2021 N 1343)

(см. текст в предыдущей редакции)

с надписью "Вина ликерные" - на крепленое (ликерное) вино вне зависимости от объема потребительской тары;

с надписью "Вина" (при наличии на марке эмблемы (знака) "Вино России") - на вино вне зависимости от объема потребительской тары;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.03.2023 N 343)

с надписью "Вина игристые (шампанские)" (при наличии на марке эмблемы (знака) "Вино России") - на игристое вино вне зависимости от объема потребительской тары;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.03.2023 N 343)

с надписью "Вина ликерные" (при наличии на марке эмблемы (знака) "Вино России") - на крепленое (ликерное) вино вне зависимости от объема потребительской тары;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.03.2023 N 343)

с надписью "Алкогольная продукция плодовая" - на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта от 6 до 15 процентов объема готовой продукции, произведенную в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов (плодов) одного вида или нескольких видов, либо плодового (фруктового) сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового (плодового) сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта, вне зависимости от объема потребительской тары;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.08.2021 N 1343)

(см. текст в предыдущей редакции)

с надписью "Напитки алкогольные" - на изготовленные без добавления этилового спирта виноградосодержащие напитки, а также на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенную с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащую не менее 50 процентов фруктовых (плодовых) сброженных материалов, без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованного плодового (фруктового) сусла, и (или) плодового дистиллята, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.08.2021 N 1343)

(см. текст в предыдущей редакции)

Марки размером 90 x 26 миллиметров с надписью "Алкогольная продукция свыше 9%" должны наноситься:

с надписью "до 0,5 л" - на алкогольную продукцию, объем которой в потребительской таре составляет свыше 0,25 литра до 0,5 литра включительно;

с надписью "до 0,75 л" - на алкогольную продукцию, объем которой в потребительской таре составляет свыше 0,5 литра до 0,75 литра включительно;

с надписью "свыше 0,75 л" - на алкогольную продукцию, объем которой в потребительской таре составляет свыше 0,75 литра.

Марки размером 90 x 26 миллиметров с надписью "Напитки алкогольные" должны наноситься:

с надписью "до 0,75 л" - на алкогольную продукцию, объем которой в потребительской таре составляет до 0,75 литра включительно;

с надписью "свыше 0,75 л" - на алкогольную продукцию, объем которой в потребительской таре составляет свыше 0,75 литра.

5. Марки размером 63 x 21 миллиметр должны наноситься:

с надписью "Алкогольная продукция свыше 9%" - на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, указанной в абзацах третьем - седьмом пункта 3 настоящих Правил;

с надписью "Алкогольная продукция до 9%" - на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта до 9 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением алкогольной продукции, указанной в абзацах третьем - седьмом пункта 3 настоящих Правил.

Марки размером 63 x 21 миллиметр с надписью "Алкогольная продукция свыше 9%" должны наноситься:

с надписью "до 0,1 л" - на алкогольную продукцию, объем которой в потребительской таре составляет до 0,1 литра включительно;

с надписью "до 0,25 л" - на алкогольную продукцию, объем которой в потребительской таре составляет свыше 0,1 литра до 0,25 литра включительно.

6. Марки не должны перекрывать информацию, нанесенную на потребительскую тару.

7. Ответственными за маркировку алкогольной продукции марками в установленном настоящими Правилами порядке являются организации, осуществляющие производство такой продукции на территории Российской Федерации, сельскохозяйственные товаропроизводители (организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", осуществляющие производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а также организации, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции, в том числе из государств - членов Евразийского экономического союза.