Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Институциональные условия для развития местного самоуправления и участия в нем местного сообщества определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который предусматривает участие населения в решении широкого круга вопросов, связанных с развитием муниципальных образований, и определяет формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Формами непосредственного осуществления населением и участия граждан в осуществлении местного самоуправления являются: местные референдумы, выборы, голосования по отзыву депутатов или изменению границ, проведение сходов, собраний и конференций граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и общественные обсуждения, проведение опросов граждан и другие.

Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 236-ФЗ) с 1 января 2021 года вводится дополнительная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления - инициативные проекты.

Создание правовых основ для развития практик поддержки инициативных проектов на муниципальном уровне является логичным продолжением реализуемых в разных формах в большинстве муниципальных образований практик инициативного бюджетирования. Такие практики призваны обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования части местных бюджетов путем разработки и внесения в орган местного самоуправления проектов инициативного бюджетирования, направленных на решение местных проблем, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований или их частей.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 236-ФЗ, позволяют уполномоченным субъектам инициировать и вносить в местные администрации инициативные проекты по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления. Федеральным законом также определены нормы, предусматривающие принятие ряда нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, в том числе устанавливающих порядки выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора. Данные нововведения создали предпосылки для формирования модели инициативного бюджетирования - модели инициативных проектов.

Практики инициативного бюджетирования, реализуемые в России и в мире, основаны на единой концепции вовлечения населения в принятие бюджетных решений и имеют много общего. Однако, практические механизмы зависят от конкретных условий территории их реализации, типологии субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, реализующих практику, местных традиций и от многих других факторов. Разрабатываемые муниципальными образованиями нормативные правовые акты по инициативному бюджетированию (далее также - НПА ИБ) должны учитывать как сложившуюся специфику, так и требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Настоящие методические рекомендации содержат описание основных элементов практик инициативного бюджетирования, которые базируются на модели инициативных проектов, разработанной в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ с учетом изменений, внесенных в 2020 году Федеральным законом N 236-ФЗ. В документе предложены рекомендации по сочетанию и применению процедур, закрепленных Федеральным законом N 236-ФЗ, в зависимости от типов субъектов реализации практики инициативного бюджетирования и уровня реализации практики инициативного бюджетирования. Предложены проекты нормативных правовых актов, регулирующие порядок выдвижения и проведения конкурсного отбора инициативных проектов, назначения и проведения собраний граждан и опросов населения. Описания основных элементов практик инициативного бюджетирования носят общий характер и могут быть применены к практикам, разрабатываемым на основе других моделей ИБ. В то же время, представленные в составе данных Методических рекомендаций подходы являются базовыми, и не покрывают всего спектра возможных практик инициативного бюджетирования. При разработке каждой конкретной практики ИБ рекомендованные подходы могут быть дополнены и доработаны в соответствии с конкретными условиями в каждом субъекте реализации инициативного бюджетирования.

Методические рекомендации подготовлены с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральным законом от 20.07.2020 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации") и в Федеральный закон N 131-ФЗ (Федеральным законом N 236-ФЗ).

Методические рекомендации направлены на создание условий для эффективной реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации практик инициативного бюджетирования.

Методические рекомендации предназначены для муниципальных образований, реализующих или планирующих реализацию практик инициативного бюджетирования, но также могут использоваться в практиках инициативного бюджетирования субъектов Российской Федерации.

Кроме нормативно-правовых актов, субъектам, реализующим практику инициативного бюджетирования, рекомендуется разработать Руководство по реализации практики инициативного бюджетирования (Операционное руководство) - методический документ, детально описывающий принципы, характеристики и основные элементы практики инициативного бюджетирования субъекта Российской Федерации или муниципального образования. К Операционному руководству прилагаются все необходимые стандартные формы, инструкции, памятки и т.д., которые могут быть использованы в процессе реализации практики.