Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

Таблица 1 Методы оценки устойчивости бортов карьеров, разрезов на различных этапах их проектирования и отработки

Этап проектирования и отработки карьера, разреза

Метод аналогий

Методы, основанные на теории предельного равновесия

Численные и вариационный методы

Методы физического моделирования и специальные исследования

Предпроектные работы

00000001.wmz

00000002.wmz

00000003.wmz

00000004.wmz

ТЭО

Временных кондиций

00000005.wmz

00000006.wmz

00000007.wmz

00000008.wmz

Постоянных кондиций

00000009.wmz

00000010.wmz

00000011.wmz

00000012.wmz

Проектирование

00000013.wmz

00000014.wmz

00000015.wmz

00000016.wmz

Проявление критических деформаций при эксплуатации

00000017.wmz

00000018.wmz

00000019.png

00000020.wmz

Техническое перевооружение карьера

00000021.wmz

00000022.wmz

00000023.wmz

00000024.wmz

00000025.wmz - для всех объектов ведения горных работ;

00000026.png - для объектов ведения горных работ II класса опасности и при комбинированной разработке месторождения;

00000027.wmz - как дополнительный метод (по решению специализированной организации)

2. При оценке устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов исходные данные выбираются в соответствии с выбранной моделью деформирования и критерием разрушения прибортовых массивов, созданной на основе инженерно-геологического изучения и районирования месторождения.

3. В качестве исходных данных используются физико-механические свойства массива горных пород и поверхностей ослабления.

4. Корректировку исходных данных для выполнения расчетов устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов допускается осуществлять на основании натурных данных и результатов наблюдений, отражающих фактическое состояние прибортового массива.

5. Учет формы карьера, разреза в плане проводится по решению проектной или специализированной организации путем решения трехмерной задачи.

6. Параметры бортов и уступов карьеров, разрезов определяются в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 1.

00000028.png

Рисунок 1. Схема конструкции бортов и уступов: h, Hуч, Hг. - соответственно высота уступа, групп уступов, борта; a, aуч, aк.уч, aг. - соответственно, угол откоса уступа, угол откоса группы уступов, конструктивный угол откоса группы уступов и угол откоса борта карьера, разреза; B, Bтр - соответственно, ширина предохранительной и транспортной бермы

7. Определение наиболее напряженной поверхности скольжения производится на основе аналитических расчетов или путем выбора из множества поверхностей ослабления поверхности с минимальным коэффициентом запаса устойчивости.

8. При построении поверхности скольжения определяют положение трещины отрыва, уходящей в массив на глубину H90:

00000029.wmz, (1)

где: 00000030.wmz - прочность пород на одноосное сжатие, МПа; Cn - сцепление в массиве, МПа; 00000031.wmz - угол внутреннего трения, град.; 00000032.wmz - объемный вес, мН/м3.

9. На этапе предпроектных работ допускается по решению специализированной организации определять параметры бортов и уступов карьера, разреза методом аналогий.

10. При расчете устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов, в том числе с учетом воздействия сейсмических сил и нагрузок от горного оборудования, с использованием теории предельного равновесия, применяют методы алгебраического или векторного сложения сил (многоугольника сил), а также методы, удовлетворяющие трем уравнениям равновесия (сил и моментов).

11. Схема расчета методом алгебраического сложения сил приведена на рисунке 2.

00000033.png

Рисунок 2. Расчет устойчивости обводненного изотропного откоса с учетом воздействия сейсмических сил методом алгебраического сложения сил

00000034.wmz (2)

00000035.wmz (3)

00000036.wmz (4)

Qc = K0 · K1 · P · kc (5)

где: P - вес блока, мН; 00000037.wmz - угол откоса, град.; 00000038.wmz - угол наклона основания блока, град.; 00000039.wmz - вес "свободной" (находящейся выше линии откоса) воды в пределах блока, мН; Di - сила гидростатического давления, мН; Hi,i+1, Hi,i-1 - напор на гранях блоков, мН; li - длина основания блока, м; 00000040.wmz - плотность воды, мН/м3; 00000041.wmz - удельная нагрузка от оборудования, МПа; Pоб - общий вес оборудования/сооружения, мН; a - среднее расстояние между опорами, м; b - расстояние от края оборудования/сооружения до верхней бровки, м; Qi - сейсмическая сила, мН; 00000042.wmz - угол между поверхностью скольжения и направлением сейсмической силы, измеренный в вертикальной плоскости, град.; K0 - коэффициент, учитывающий назначение сооружения и его ответственность (т.е. для карьеров принимают 1,5, для отвалов - 1,0); K1 - коэффициент, учитывающий допускаемые повреждения зданий и сооружений (K1 = 0,25 для бортов и K1 = 0,12 для уступов и откосов отвалов); kc - коэффициент сейсмичности, который представляет собой значения ускорения колебаний в долях g; A - дополнительные удерживающие силы, мН; B - дополнительные сдвигающие силы, мН.

12. Схема расчета методом векторного сложения сил приведена на рисунке 3.

00000043.png

Рисунок 3 - Схема расчета устойчивости обводненного изотропного откоса с учетом воздействия сейсмических сил методом векторного сложения сил: Pi - вес рассматриваемого блока, мН; Cli,i+1, Cli,i-1, Cli - силы сцепления, направленные параллельно соответствующим границам блоков, мН; Di,i+1, Di,i-1, Di - силы гидростатического давления по границам блоков, мН; Ri,i+1, Ri,i-1, Ri - реакции по границам блоков, мН; S - сейсмическая сила, мН; 00000044.wmz - угол наклона сейсмической силы, град.

13. Выбор расчетных схем определяется на основе анализа геолого-структурного строения прибортового массива с учетом принятого масштаба: уступ, группа уступов, борт. Схемы и методические положения расчета устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов приведены в таблице 2.

14. Построение выпуклого профиля борта карьера, разреза осуществляется путем придания каждому его элементу максимального угла наклона, обеспечивающего его устойчивость и устойчивость всех групп элементов борта, начиная с нижнего элемента на уровне дна карьера, разреза. Допускается построение уступов полигональной формы.