1. Общие положения

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Затраты по заимствованиям" (далее - СГС "Затраты по заимствованиям", Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные нефинансовые и финансовые активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).

Положения СГС "Затраты по заимствованиям" обязательны к применению с 1 января 2021 года:

I. при ведении бюджетного учета:

- получателями бюджетных средств;

- государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме;

- государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями и (или) государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, иными организациями в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, и получающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств;

- централизованными бухгалтериями, осуществляющими переданные полномочия по ведению бюджетного учета на основании договора (соглашения), заключенного получателем бюджетных средств согласно части 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - учреждения, осуществляющие переданные полномочия по ведению бюджетного учета учреждений, централизованные бухгалтерии);

II. при ведении бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями:

- государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями;

- государственными (муниципальными) автономными учреждениями;

- учреждениями, осуществляющими согласно договору (соглашению), заключенному в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402 "О бухгалтерском учете", переданные полномочия по ведению бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных или автономных учреждений (далее - учреждения, осуществляющие переданные полномочия по ведению бухгалтерского учета, централизованные бухгалтерии);

III. при раскрытии информации об объектах затрат по заимствованию, результатах операций с ними при составлении бюджетной отчетности, в том числе централизованными бухгалтериями;

IV. при раскрытии информации об объектах затрат по заимствованию, результатах операций с ними при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе централизованными бухгалтериями.

Положения СГС "Затраты по заимствованиям" применяются одновременно с применением положений СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" <1> (далее - СГС "Концептуальные основы").

--------------------------------

<1> Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804).

Положения СГС "Затраты по заимствованиям" применяются, если иное не предусмотрено:

1. другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, применяемыми в 2021 года;

2. иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности:

2.1. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений) и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 198н; <2>

--------------------------------

<2> Находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

2.2. нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации:

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н) с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 246н; <2>

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция N 191н) с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 2020 г. N 250н; <2>

2.3. нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, в части требований по раскрытию информации об объектах нефинансовых, финансовых активов и обязательств, доходах, расходах при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных (автономных) учреждений:

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н) с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 253н; <2>

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 183н) с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 256н; <2>

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - Инструкция N 33н) с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 127н. <2>

Стандарт устанавливает:

- единые требования к порядку признания принятия к бухгалтерскому учету затрат по заимствованиям;

- единые требования к информации об указанных затратах, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под затратами по заимствованиям понимается совокупность:

1. затрат по государственному (муниципальному) долгу;

2. затрат по долговым обязательствам государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;

3. процентных расходов по долгосрочным обязательствам перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за поставленные товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги по договорам, предусматривающим условие отсрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев, принятым:

- получателями бюджетных средств (по долгосрочным бюджетным обязательствам);

- государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями (по долгосрочным обязательствам бюджетных (автономных) учреждений).

1. Затратами по государственному (муниципальному) долгу является совокупность:

1.1. затрат по обслуживанию государственного (муниципального) долга - осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета расходы (статья 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс);

- по выплате процентов по государственным (муниципальным) долговым обязательствам;

- по выплате дисконта при погашении (выкупе) государственных (муниципальных) долговых обязательств;

- иным платежам по обслуживанию государственных (муниципальных) долговых обязательств;

1.2. прочих затрат по государственному (муниципальному) долгу - иные расходы бюджета, непосредственно связанные с государственным (муниципальным) долгом, в том числе расходы на оплату услуг кредитных организаций или других специализированных финансовых организаций по выполнению ими функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в соответствии со статьей 119 Бюджетного кодекса.

Не включаются в состав прочих затрат по государственному (муниципальному) долгу пени и штрафы, связанные с нарушением условий привлечения заимствований.

Под государственным (муниципальным) долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Структура государственного долга Российской Федерации, государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, виды и срочность долговых обязательств определены статьями 98, 99, 100 Бюджетного кодекса.

Согласно Инструкции N 157н расчеты по обязательствам по государственному (муниципальному) долгу отражаются на аналитических счетах 30100 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам".

На указанных счетах также отражаются расчеты по начислению и выплате процентов.

С учетом структуры долговых обязательств, предусмотренной бюджетным законодательством, операции по начислению и исполнению обязательств по затратам по государственному (муниципальному) долгу согласно Инструкции N 162н отражается на следующих аналитических счетах:

130111000 "Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях";

130112000 "Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам";

130113000 "Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу";

130121000 "Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)";

130123000 "Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)";

130131000 "Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по государственным (муниципальным) гарантиям";

130133000 "Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу по государственным (муниципальным) гарантиям";

130142000 "Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам в иностранной валюте";

130143000 "Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу в иностранной валюте".

2. Затратами по долговым обязательствам государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений является совокупность:

2.1. затрат по обслуживанию долговых обязательств - расходов по выплате процентов по долговым обязательствам, согласно договору;

2.2. прочих затрат по долговым обязательствам - расходы, непосредственно связанные с получением государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением кредита, займа:

- затраты, связанные с оформлением кредитного договора, договора займа;

- затраты по страхованию, связанные с заключением кредитного договора, договора займа;

- затраты на юридические, консультационные и иные услуги, связанные с заключением кредитного договора, договора займа.

Не включаются общехозяйственные, административные и иные распределяемые затраты, а также пени и штрафы, связанные с нарушением условий привлечения заимствований.

Согласно Инструкции N 174н и Инструкции N 183н для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов с кредиторами по долговым обязательствам бюджетного (автономного) учреждения, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации и операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются следующие группы счетов:

230110000 "Расчеты по долговым обязательствам в рублях":

230114000 "Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом";

230120000 "Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)":

230124000 "Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)";

230140000 "Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте":

230144000 "Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом".

3. Процентные расходы по долгосрочным обязательствам - часть платежа поставщику (подрядчику, исполнителю), осуществляемые как получателями бюджетных средств, так и бюджетными (автономными) учреждениями по договорам, предусматривающим условие отсрочки платежа на период превышающий 12 месяцев за:

- поставленные товары;

- выполненные работы (ее результаты);

- оказанные услуги.

Отсрочка данного платежа происходит в том случае, когда учреждение заключает договор с условием оплаты через установленное время. Срок его отсрочки должен превышать 12 месяцев и рассчитываться с учетом процентной ставки, заложенной в долгосрочном обязательстве, на дату признания долгосрочного обязательства, а также процентные расходы, входящие в состав арендных платежей.

Особенности определения процентных расходов, входящих в состав арендных платежей определяется согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда".