См. программу на 2023 год.

II. Аналитическая часть

Подразделения по контролю за оборотом наркотиков органов внутренних дел Российской Федерации осуществляют государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы II и III списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - государственный контроль, прекурсоры соответственно).

Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований:

о предоставлении отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

о соблюдении правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;

о соблюдении правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, а также документов, подтверждающих совершение операций, или их копий;

о соответствии сведений о фактическом количестве ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации прекурсоров.

Подконтрольными субъектами Программы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров (по состоянию на 31 июня 2020 г. их количество составило 22192 единицы).

В связи с принятием мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции Правительством Российской Федерации 3 апреля 2020 г. принято постановление N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление), в соответствии с которым введен запрет на проведение в 2020 году плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также не являющихся объектами с чрезвычайно высоким или высоким риском либо 1 класса опасности.

Государственный контроль не включен в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806. Нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в ходе государственного контроля, напрямую не связаны с угрозой жизни и здоровью граждан либо наступлением иных негативных общественно значимых последствий.

Согласно правилам отнесения объектов государственного контроля (надзора) к той или иной категории риска объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим категориям риска или классам опасности.

Таким образом, запланированные в период с 18 марта 2020 г. по 31 декабря 2020 г. плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, исключены из ежегодного плана.

В рамках осуществления государственного контроля за период с 1 января 2020 г. до вступления в силу Постановления должностными лицами территориальных органов МВД России на основании утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год проведены 282 плановые проверки. Внеплановые проверки не проводились. Так, по результатам проведения 83 проверок выявлены 86 правонарушений и возбуждены 67 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.16 КоАП России. По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено 67 административных наказаний, в том числе 4 постановления об административном приостановлении деятельности, 13 предупреждений, 50 административных штрафов. Общая сумма наложенных на юридических лиц административных штрафов составила 2 млн. 850 тыс. рублей.

Как и в предыдущие периоды:

основными нарушениями являлись отсутствие на объектах оборота прекурсоров специальных журналов учета операций с прекурсорами и ведение этих журналов с нарушением установленных правил;

причинами указанных правонарушений стали личная недисциплинированность лиц, назначенных в качестве ответственных за учет прекурсоров, недостаточный контроль со стороны руководства юридических лиц, а также слабое знание ими действующего законодательства Российской Федерации.

В целях предотвращения нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, подлежащую государственному контролю, ГУНК МВД России разработано "Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", которое размещено на официальном сайте МВД России и на сайтах территориальных органов МВД России.

Также на официальных сайтах МВД России и территориальных органов МВД России размещены и поддерживаются в актуальном состоянии сведения о результатах осуществления государственного контроля и соответствующие нормативные правовые акты.

Подразделениями по контролю за оборотом наркотиков органов внутренних дел Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по разъяснению юридическим и физическим лицам порядка и правил оборота прекурсоров как в письменном виде (направляются ответы на обращения), так и посредством проведения регулярных рабочих встреч, обучающих семинаров и совещаний.

Целью проведения таких профилактических мероприятий является:

повышение прозрачности системы при осуществлении государственного контроля и предупреждение нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих их возможному нарушению, а также создание мотивации к добросовестному поведению.

Задачами Программы являются:

формирование единообразного понимания обязательных требований у всех участников при осуществлении государственного контроля;

укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению.